«КОПЕЙКА»: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОВЕТСКОЙ ЖИЗНИ

Пресс-показ фильма «Копейка» (Россия, 2001, 100 мин., режиссер - Иван Дыховичный, авторы сценария - Владимир Сорокин и Иван Дыховичный, главный оператор - Вадим Юсов, в ролях - Сергей Мазаев, Юрий Цурило, Андрей Красько, Олег Ковалов) состоялся в кинотеатре «Ролан» 28 мая.
19 апреля 1970 года Волжский автозавод выпустил первый автомобиль ВАЗ-2101. В народе его прозвали «копейка». Новый фильм Ивана Дыховичного рассказывает о приключениях самой первой «копейки», сошедшей с конвейера. Перед зрителем предстает галерея владельцев автомобиля: интеллигент-физик, которому машина помогает сделать гениальное открытие, Владимир Высоцкий, «гэбешник», погибающий под «копейкой», его дочь-проститутка, обслуживающая в ней клиентов, карточные шулера, чиновник ОВИРа, художник-авангардист, автомеханик Бабука - человек-«золотые руки», который героически погибает в сражении с обидевшими его «братками». Тут история замирает, и «копейка» на несколько лет уходит на дно. Ее вылавливает и реанимирует «новый русский», делающий это по прихоти понравившейся ему девушки, его будущей жены. Внезапно он погибает от пули киллера, и его вдова выставляет машину на аукцион, на котором «копейка»-пионер соседствует с исподним бельем Юры Гагарина. Там ее покупает другой «нувориш», судьба которого предрешена - он трагикомически гибнет от ножа алкоголика. «Копейка» достается его водителю, который встречает на улице молодую вдову, узнающую машину своего бывшего мужа. Так заканчивается «сверхгротескная человеческая комедия с хохотом, слезами, скрежетом металла и визгом шин» - жанровое определение, данное Владимиром Сорокиным. Он же, по словам режиссера, назвал картину «энциклопедией советской жизни». И действительно, режиссеру удалось выхватить целое тридцатилетие и поместить его в свой фильм. Причем по хронологии фильм не только отразил свое время (1970-2001), но даже и опередил его: еще недавно казалось, что фигурное катание, постоянно мелькающее на телеэкранах героев, - один из символов фильма и одновременно символ эпохи - потеряло свою популярность и уже наполовину забыто. Но последняя Олимпиада доказала, что этот вид спорта возвращается к советскому, теперь уже российскому, человеку. Все возвращается, и поэтому ностальгическая нотка, которая может послышаться зрителю, приобретает иное, новое звучание. Сама эпопея, ее фееричность, гротеск более всего напоминают русский танец, например, присядку - разухабистая, под водочку и с матерком. Но за всем этим скрыто совершенно иное. Картина Дыховичного являет собой пример настоящего, подлинного патриотизма, того самого, о котором писал Толстой в «Войне и мире» и который «выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты».
Фильм выходит в прокат 6 июня.
Константин Зайцев, InterMedia

Последние новости