ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ СЕРДЦА МЕДВЕДИЦЫ
Героиня бразильского фильма «Тайная жизнь» переехала из деревни в город к родственникам. Биела оказывается довольно странной девушкой - молчаливой, плохо одевающейся и не обученной манерам. Родственники пытаются помочь ей в адаптации к новым условиям жизни - покупают новые платья, знакомят со своими друзьями. На ней даже хочет жениться один из друзей семьи. Но, кажется, Биеле все это безразлично - она приходит в гости, чтобы молчать, и примеряет свадебное платье, чтобы угодить кузенам. Но жених перед самой свадьбой сбегает, наряды запрятаны в шкаф, а в гости Биела теперь ходит исключительно затем, чтобы помогать по хозяйству. Некоторые хозяйки дают ей за это деньги. Когда кузены напоминают девушке о том, что это делать не очень прилично, а деньги она может брать и у них, Биела отвечает лишь: «А я люблю деньги». Накопленные монетки она бережно раскладывает на постели, а потом, наигравшись, убирает в кувшин и прячет под кровать... Когда место для кувшинов заканчивается, Биела находит на улице собачку - новое развлечение. А потом, промокнув под дождем, заболевает и умирает. Что именно хотел сказать этой историей режиссер, остается за гранью понимания.
Пересказ ленты «Синева» мог бы напомнить о первом фильме Лукаса Мудиссона «Покажи мне любовь»/Fucking Amol: две японские школьницы робко нравятся друг другу. Однако фильм посвящен не столько вопросу первой любви, сколько столкновению с первыми взрослыми проблемами - оказывается, что одна из школьниц после романа с женатым мужчиной уже сделала аборт, другая переспала с мальчиком, который нравился ее однокласснице. Но, несмотря на тематику, картина сделана не в чернушном и не в молодежно-драйвовом, а в спокойно-созерцательном ключе. Привыкнув к столь модному за последнее время японскому трешу, чрезвычайно трудно воспринимать медленные разговоры «горячих японских девушек» и любовь режиссера к длинным красивым планам.
Действие фильма эстонца Арво Ихо «Сердце медведицы» неожиданно происходит в Сибири. Ника приезжает в небольшую деревню, потому что хочет охотиться в тайге. Он начинает жить с учительницей Гитей - молодой красавицей, которая, несмотря на свою горячую любовь к Нике, понимает, что муж не может прожить без тайги. Но среди снегов охотник находит странную девушку - та не умеет говорить и даже, кажется, впервые видит, как разжигают огонь. Ника называет лесную жительницу Эмили и остается с ней почти на всю зиму. По возвращении его ждет трагедия: Гитя, решив насадить вокруг школы сад, просит рабочих выкорчевать деревья. Но берег, на котором располагалась школа, просел, и все дети, спавшие в ней, погибли. Гитя не может больше жить здесь. Ника же не в силах лишить себя тайги, поэтому уходит в свой лесной домик к Эмили, которая родила от него дочь. Но и Эмили покидает его.
Арво Ихо рассказывает не реальную историю, а новый миф - с Проводниками судьбы, которые сопровождают охотников, с особым языком тайги, с вбиранием в себя сил от земли, травы и дождя, с деревенскими плясками в народных костюмах, - правда, скатываясь порой из мифотворчества в лубочную сказочку.
Яна Таран, InterMedia