СБОРНИК «ДЕТСКИЙ САД - ШТАНЫ НА ЛЯМКАХ»
Была такая красивая формула: для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше. Несмотря на излишнюю эффектность этой фразы, она часто срабатывала применительно к музыке: талантливые композиторы писали хорошие песни для детей, а прекрасные артисты их пели. Но «реаловский» сборник по формуле «все лучшее - детям» оценивать нельзя. Дело в том, что он не для детей. Он для взрослых, вспоминающих детство, немного стесняющихся этого и, чтоб не засмеяли, чуть постебывающих свои «штаны на лямках». Поэтому большинство треков альбома представляет собой «тяжелые» версии детской классики. Когда сборник только задумывался, его выход планировали сопроводить шумной акцией по типу «Кинопроб». Но не стали, потому что кто бы на нее пришел? Для детской психики громкая музыка в большом количестве вредна, а юные завсегдатаи рок-концертов вряд ли согласились бы два часа слушать песни дошколят.
Когда решили обойтись без концерта, при подготовке сборника «Детский сад - штаны на лямках» возобладали принципы «с бору по сосенке» и «лишь бы прикольно было». Выпускающая компания не стала уговаривать «обязательных» в любом трибьюте Лагутенко, Земфиру и Шевчука, а позвала легких на подъем малоизвестных музыкантов, среди которых оказалось много панков. Недостаток специально подготовленных треков был компенсирован включением в альбом давних каверов «Тайм-Аута», «Дубов-колдунов», «Приключений Электроников» и «Двух самолетов». В результате сборник получился очень неровным, причем, к удивлению слушателя, наименее удачные версии представили исполнители с именами.
«Леприконсы», например, полностью провалили исполнение «Песенки Зайца и Волка» из новогодней серии «Ну, погоди!», продемонстрировав серьезные проблемы с музыкальным слухом. Найк Борзов собрал под «Марию Мирабелу» специальный состав, нашел соответствующий времени синтезатор - и угробил трогательную песню Евгения Доги своим резким и холодным голосом. У «Мультфильмов», наоборот, случилась передозировка светлой грусти. Егор Тимофеев еле шепчет крылатовские «Крылатые качели», ставшие в его исполнении нудным плаксивым произведением. То же относится к «Чичериной» с «Ветром перемен», но ее частично спасает звучащий в финале лепет маленькой дочки Майки. «Седьмой прохожий» представил Разбойников из «Бременских музыкантов» в виде банды гомосексуалистов - чрезмерная манерность исполнения не оставляет простора для других трактовок. Distemper и «Кукрыниксы» переборщили с альтернативностью звучания, а «Дети Пикассо» сделали песенку Красной Шапочки слишком плоско и бесхитростно.
Похвалить, к счастью, тоже есть кого. Это и вдохновители сборника «Приключения Электроников», и «Тайм-Аут» с «Бу-ра-ти-но», и «Дубы-колдуны» с «Заграничными певцами». В свое время их версии казались слишком сдержанными, но в этом сборнике на общем фоне они выглядят выигрышно. Из молодых можно отметить Drugly Cats и «Плед». Первые в «Серенаде Трубадура» удачно смешали постмагомаевский вокал с гранжевой аранжировкой, а вторые нашли верную интонацию, исполняя психологически сложную «Маму для мамонтенка».
Алексей Мажаев, InterMedia