СПЕЦПОКАЗЫ ММКФ: ОТ ПРОСВЕТЛЕНИЯ ДО ПОЛОВОГО ВЛЕЧЕНИЯ

Показы фильмов "Последний мяч" (Last Ball, США, 2001, режиссер - Питер Кэллахан, в ролях - Чарли Хофхаймер, Лорел Холломен, Лео Фицпатрик), "Босман и Лена" (Boesman And Lena, Франция-ЮАР, 2000, режиссер - Джон Берри, в ролях - Денни Гловер, Анджела Бассет, Вилли Джона), "Милая Рита" (Lovely Rita, Австрия-Германия, 2001, режиссер - Джессика Хауснер, в ролях - Барбара Озика, Кристоф Бауэр, Петер Фиала, Вольфганг Кошталь, Карина Брандльмайер), "Кедма" (Kedma, Израиль-Франция-Италия, 2002, режиссер - Амос Гитаи, в ролях - Андрей Кашкар, Елена Яралова, Юсеф Абу Уарда, Мони Мошонов, Джулиано Мерр) и "Просветление" (Being Light, Франция, 2001, режиссер - Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр, в ролях - Ромен Дюри, Жан-Марк Барр, Элоди Бушез, Изабель Канделье) прошли в московских кинотеатрах в рамках официальной программы ММКФ «Спецпоказ» 23-29 июня.
"Последний мяч" - "очень личный фильм", по словам самого режиссера, так как повествует о родных местах последнего и отчасти автобиографичен. Джим, прозябающий в маленьком - с Нью-Йорком на горизонте - городке, работает в раздолбанном таксопарке, а если нет работы (что случается очень часто), то целыми днями пьет пиво, выкуривая по несколько пачек Marlboro. Он ни к чему не стремится и даже, кажется, не мечтает. Каждый вечер за очередным стаканчиком в пустом баре он удивляется: "А где все люди?" - и обещает хозяйке заведения, что вот-вот, к следующим выходным, непременно будет полно народу. Но ничего не меняется. Однако через весь фильм просвечивают воспоминания о его прошлогодней любви к замужней женщине, ради которой он был готов бросить все и начать жизнь заново, если бы не получил отказ. К концу ленты в жизни Джима не остается ничего стоящего и обнадеживающего: его придурковатый приятель, поставивший себе целью попасть в армию и видевший в этом свой билет в жизнь, бежит оттуда; родители Джима собираются продать их семейный дом; лучший друг и сосед оставляет его одного в квартире, переехав в Нью-Йорк... Но всегда можно найти силы и переплыть бурную реку, чтобы вынырнуть на том берегу. Так Джим покидает осточертевший городок.
"Босман и Лена" - можно предположить, что это фильм, в свое время не ставший спектаклем. По крайней мере, все признаки последнего у него есть. Забыв про воспоминания героев о прежней счастливой жизни, можно сказать, что там почти соблюдено классическое триединство, поскольку героев всего два (третий не считается, поскольку не говорит на их языке), а действие происходит в течение одних суток на свалке в пустыне. Спектакль этот близок к горькой комедии характеров. Босман и Лена - пара чернокожих нищих, потерявших последний кров. Босман с годами (а не всегда все было плохо) стал злым и черствым, он может поколотить свою подругу жизни, скажем, за разбитую бутылку. Он пытается смеяться надо всем происходящим, но чаще размахивает кулаками. Лена, потерявшая любимую собаку на месте последней стоянки, ищет объект любви и, не находя его в холодном Босмане, бывшем когда-то для нее возлюбленным, приглашает погреться к костру случайно проходившего мимо нищего. Но они в прямом смысле говорят на разных языках, так что диалог так и остается диалогом, который ведут где-то на окраине мира двое прячущих свою любовь людей, уповая, чтобы этой холодной ночью не начался дождь.
Во время просмотра фильма "Милая Рита" возникает естественный вопрос: зачем нужно снимать подобное кино? Из этого фильма вполне можно нарезать фрагментов для образовательной программы, каковую будут демонстрировать подросткам в немецких школах на уроках по половому воспитанию, но поднимать подобные вопросы в художественных картинах, учитывая все снятое-переснятое на подобные темы (начиная с телесериалов), кажется по меньшей мере неоправданным... Депрессивная и неулыбающаяся девочка Рита, чувствующая первые позывы полового влечения, всеми силами стремится проникнуть в неизведанную область. На помощь она призывает сначала мальчика младше ее самой (на просмотре в самый ответственный момент зрители дружно разразились смехом), а потом - шофера школьного автобуса, который не находит более подходящего места, чем кабинка общественного туалета. Все это вкупе с вялотекущим повествованием вызывает лишь чувство неуютности и недоумения.
"Кедма" ("Путь на Восток") - так назывался корабль, на котором в 1948 году выжившие евреи переправлялись в землю обетованную. Фильм рассказывает о нелегкой жизни нескольких пассажиров «Кедмы» - кто-то из них к концу ленты погибнет, кто-то потеряется без вести. Высадившись на берег, беженцы под прикрытием нескольких смельчаков бегут от английских солдат и вступают в стычки с оскорбленными арабами. В недолгих паузах между перебежками мы слышим рассказы героев о своих жестоких до абсурда судьбах. Цветовое решение и "затянутость" съемок и картины в целом напоминают Тарковского, а финальный истеричный монолог главного героя делает это ощущение еще сильнее.
"Просветление" - заключительная часть "Трилогии свободы" Паскаля Арнольда и Жана-Марка Барра. Последовательное изложение сюжета - довольно смешное дело, поскольку в этом фильме (тоже смешном) герои не закованы в рамки рационального мышления и оправданных поступков, чем напоминают персонажей Годара. По сюжету француз Максим сбежал из психушки, действия его непредсказуемы и абсурдны, однако он, например, умеет читать мысли. Но его спутник - американский бизнесмен Джек, потерявший на дискотеке волосы, - если задуматься, не намного "нормальнее" Максима. Стоит ли удивляться, что по какой-то прихоти герои оказываются в Индии, где в конечном счете достигают того самого просветления. Герои подчинены какой-то высшей свободе, которую и познают на Востоке. Смотря такой фильм, испытываешь отдохновение от праведных трудов на поле неискоренимых причин и следствий.
Евгений Пекач, InterMedia

Последние новости