КОНКУРС ММКФ: ВСТРЕТИЛИСЬ ТРИ ОДИНОЧЕСТВА
Для своего режиссерского дебюта Роман Прыгунов выбрал, на первый взгляд, простой путь, но простота эта обманчива: триллер хоть и «низкий» жанр, однако очень редко поддается руке и глазу неопытного режиссера. Так получилось и на этот раз: тезка Поланского, успевший зарекомендовать себя в клипмейкерстве, так и не смог отойти от наработанных привычек. Его «Одиночество крови» выглядит беспомощным уродцем - перед зрителем разворачивается огромный полуторачасовой клип, как бы ни был он эффектно смонтирован. Героиня (Ингеборга Дапкунайте) - руководитель проекта по разработке лечения бесплодия - уже три недели разыскивает своего внезапно пропавшего мужа, параллельно с этим терпит ухаживания своего коллеги (Юрий Куценко). В то же время в городе появился некий маньяк, убивающий молодых женщин, и не так уж трудно догадаться, что маньяк этот - именно пропавший муж героини. В фильме вообще мало загадок - о любой перипетии словно намеренно заявлено на два хода вперед, зато здесь много цитат (без «Психо»/Psyсho Хичкока Прыгунов никак не смог обойтись) и красивых планов с неоновыми вывесками и новорусскими кухнями. Выбор этого фильма в конкурсную программу вызывает некоторую оторопь: он выглядит в лучшем случае как студенческое кино, снятое на большие деньги, и вряд ли способен соревноваться с картинами признанных мастеров. Впрочем, весь конкурс настолько неровен, что его смело можно делить как минимум на две части: фильмы, заслуживающие пристального внимания, и фильмы, не способные спровоцировать даже на закидывание их создателей гнилыми помидорами.
Картина Киры Муратовой «Чеховские мотивы» относится, конечно же, к первому разряду. К творчеству этого режиссера невозможно относиться нейтрально: ее либо любят, либо не выносят, однако же отказать ей в мастерстве и собственном, с первого кадра узнаваемом стиле невозможно. Для своего проекта Муратова выбрала два малоизвестных чеховских произведения - пьесу «Татьяна Репина» и рассказ «Тяжелые люди» - и поместила их героев в почти современную реальность. Большинство актеров, занятых в фильме, известны по работе в комик-группе «Маски-шоу» и успели «засветиться» в предыдущем проекте украинского режиссера - «Второстепенные люди». Наибольший интерес вызывает эпизод венчания, снятый фактически в реальном времени: обряд по-новорусски выглядит еще большим фарсом, нежели это обычно бывает у Муратовой. Персонажи, собравшиеся в церкви, выглядят карикатурами даже по сравнению с патриархальным семейством первой части фильма. И, как это часто случается в муратовских картинах, нам опять некому сопереживать - разве что сразу всем героям, помещенным в эту странную черно-белую и истеричную реальность.
Фильм Александра Рогожкина «Кукушка» по полному праву заслуживает самой высокой отметки. Рассказанная автором история искренна и нетривиальна. Сентябрь 1944 года. Два «смертника», финский рядовой Вейко и разжалованный в рядовые русский солдат Иван, чудом спасаются от своей судьбы и укрываются в домике саамки Анни. Все трое говорят на разных языках, не понимая друг друга. Зритель же оказывается как бы над ситуацией - он понимает всех троих, и этим в общем-то незамысловатым приемом автором и достигается грандиозный комический эффект. Двое мужчин в фильме - враги, но враждебность их постепенно уступает место чуть ли не братским чувствам: история их отношений рассказывается весело, с легким азартом и явной авторской симпатией. Центральная роль в картине достается Анни, и здесь Рогожкин поднимается от смешного до великого: смеясь, он философствует, говоря о сложных вещах простым и понятным языком саами. Заканчивается эта комедия немного грустно - оба героя покидают Анни, чтобы вернуться на родину, и, хотя автор и не говорит об этом, российскому зрителю понятно, что по крайней мере одного из них - русского - на родине ничего хорошего не ждет.
Яна Таран, Константин Зайцев, InterMedia