АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА ПРОСТИЛА ВИТАСА ЗА ИСПОРЧЕННУЮ "БЕЛОРУССИЮ"
Встреча композитора Александры Пахмутовой и члена жюри конкурса молодых исполнителей "Витебск-2002" Фрэнсиса Гойи с журналистами прошла в Международном пресс-центре Витебска 24 июля. В пресс-конференции также принял участие Жан-Люк Дрион, на протяжении 20 лет работающий вместе со знаменитым бельгийским музыкантом. Встреча была посвящена выходу совместного альбома Александры Николаевны и Фрэнсиса Гойи под названием "Francis Goya. A Tribute". В девяти композициях, вошедших в этот диск, использованы мелодии, написанные Александрой Пахмутовой, в том числе "Как молоды мы были", "Мелодия", "Беловежская пуща" и др. 10-я написана Фрэнсисом и Жан-Люком Дрионом специально для Пахмутовой и названа "Song For Alexandra". Презентация диска состоялась в конце мая в Санкт-Петербурге в концертном зале "Октябрьский". Продюсер данного проекта Андрей Базанов рассказал о его перспективах: " Само приглашение Фрэнсиса Гойи было связано с большим риском, так как со времени его последнего посещения нашей страны прошло 20 лет. За последнее время мы организовали уже три его концерта в Санкт-Петербурге и планируем организовать концерты в Москве, предположительно в ГЦКЗ "Россия". В своем вступительном слове Александра Николаевна сказала: "Это случайность и закономерность, что Фрэнсис Гойя познакомился с моими песнями. Я знала творчество по дискам, которые у меня были. Когда меня попросили прислать ноты, я была бы счастлива, если бы его заинтересовала хотя бы одна моя песня". На вопрос журналистов о том, каким образом музыканту удалось выпустить свой альбом в 1980 году на фирме "Мелодия", когда советская звукозаписывающая компания-монополист еще не выпустила ни одного альбома Beatles, Фрэнсис Гойя ответил: "В то время я записывал много дисков в Финляндии, и когда меня спросили, хочу ли я выпустить альбом в Москве, я сразу согласился. Мне сказали, что я оказался первым артистом, который записал пластинку в России". Журналисты поинтересовались, каковы его впечатления от фестиваля "Славянский базар" и не постигло ли его такое же разочарование, как Мишеля Леграна, ожидавшего услышать на фестивале славянскую музыку, а услышавшего то, что было написано на Западе еще 20 лет назад. На это музыкант ответил, что до того, как приехал в Витебск, вообще не представлял, что такое "Славянский базар". "То, что я услышал, потрясло меня, так как было исполнено на высоком уровне. С первой репетиции я понял, что мне будет очень сложно оценивать конкурсантов. Славянская музыка идет от сердца, в ней есть грусть, душа, меланхолия. Ее невозможно не узнать". Свое отношение к конкурсантам и российской эстраде вообще Фрэнсис Гойя выразил так: "Я действительно ставил всем высокие оценки. Артисту сложно оценивать другого артиста. Мне очень понравилось выступление конкурсантки из Белоруссии Натальи Подольской и украинского исполнителя Дениса Барканова. Я сказал Жан-Люку, что это настоящие будущие звезды. Два конкурсных дня были различны между собой. Во второй день многие артисты выглядели лучше. Из современных же российских исполнителей я не могу назвать ни одного имени".
Отвечая на вопрос о том, имеет ли проект с Фрэнсисом шанс прорваться на западный рынок, в то время как многие артисты уже безуспешно пытались его покорить, Александра Пахмутова сказала: "Проблема не в том, чтобы прорваться, а в российском климате. На радиостанциях мы редко слышим песни на русском языке. Нас на Западе не любят, а любим ли мы сами себя?" - после чего зал взорвался аплодисментами. От себя Гойя добавил, что, "даже имея имя, не так легко продвинуть свой диск". Далее между участниками пресс-конференции развернулась настоящая дискуссия на тему роли Сергея Соловьева в развале отечественного кинопроката и качества исполнения знаменитой песни Пахмутовой "Белоруссия" Витасом на прошлогоднем "Славянском базаре". В отношении последнего Александра Николаевна высказалась очень миролюбиво: "Я спокойна. Может быть, Витас не попадал в ноты, но пел так самозабвенно. Когда молодой так орет и хочет всех убедить - да Бог с ним, мы его простили". В завершение встречи журналисты попросили исполнить что-нибудь из нового альбома. На что композитор, уже опаздывая на вокзал, ответила: "Нам надо выбирать - либо рояль, либо поезд".