КТО ИГРАЕТ В "КАВКАЗСКУЮ РУЛЕТКУ"?
В выданном журналистам синопсисе фильм Федора Попова назван напряженной психологической драмой. Готовность пережить катарсис возникает с первых безмолвных минут, когда перед глазами начинают плыть магические кавказские пейзажи. Тревожная музыка Андрея Головина ("ВсЈ впереди", "Этот фантастический мир") готовит к чему-то особенному, предвосхищает страх, слезы, хватание за ручки кресел. Схема действия предельно проста: перед нами три персонажа. Анна (молодая актриса Татьяна Мещеркина), русская девушка, а по совместительству чеченский снайпер, и Мария (народная артистка России Нина Усатова) встречаются в вагоне поезда, следующего из Чечни в Россию. Анна пытается вывезти из зоны боевых действий грудного сына втайне от его отца-чеченца. Мария же хочет вернуть ребенка Анны в Чечню - тогда из плена будет освобожден ее собственный сын. Третий герой - проводник вагона (Анатолий Горячев), с виду трогательный простачок, на деле же хитрый подлец, в итоге расплачивающийся за свои козни. Драма налицо: три жертвы войны едут в закрытом почтовом вагоне, за пределы которого действие практически ни разу не выходит. Проверки ОМОНа, ориентировки, оружие в посылках, запрещенная водка в шкафу. У каждого, как водится, своя правда, а единственная цель - помочь выжить близкому человеку. Слез, призванных проиллюстрировать диалектику русской души, на экране достаточно, да и вообще всего вдоволь: и жестокости, и крови, и любви. Замкнутое в пространстве вагона действие развивается жестко и динамично (сценарий написан не нуждающимся в представлении Виктором Мережко при участии Аллы Криницыной), впечатляет операторская работа (Ломер Ахвледиани). Фильм сработан крепко, профессионально, по высшему классу. Федор Попов, хоть и дебютант в игровом кино, уже имеет опыт документальной режиссуры ("Гейдар Алиев") и кинопродюсирования ("Спартак и Калашников", "Белое золото" и др.). Есть здесь только одно важное "но". Профессионально нагнетаемая атмосфера тревоги в какой-то момент все-таки окончательно тонет в непрерывно льющихся слезах: слезами омываются преступные доллары, слезы мешаются с водкой, капают на фотографии, затопляют купе. Нерв фильма рвется, и уже хочется сказать "не верю" и вспомнить другой, по-настоящему сильный фильм о Чечне - "Блокпост" Александра Рогожкина, в котором было очень весело и - очень страшно.
Кавказская рулетка - игра не в пример ее русскому аналогу. Из полного магазина извлекается лишь один патрон - и вперед. "И если ты невиновен, - говорит в фильме Анна, - Аллах тебя сбережет; если виновен - голова лопается, как арбуз".
Александра Колесникова, InterMedia