"КИНОШОК" ОКАЗАЛСЯ ШОКОМ ДЛЯ РЕЖИССЕРОВ

XI Фестиваль кино стран СНГ и Балтии завершился в Анапе 15 сентября. В целом "пакет" этого года оказался несильным. Это касается и полнометражных фильмов, и короткого метра, и произведений из стран СНГ и Балтии, и российской продукции. Директор программ "Киношока" Сергей Землянухин, безусловно, проделал гигантскую работу в поиске новых и удачных кинопроизведений, но если новизна от него зависит, то качество - далеко не всегда. Три четверти режиссеров, представляя свои опусы на сцене кинотеатра "Октябрь", говорили, что увидят их впервые вместе с залом. Это приводило нередко к большим расстройствам. Например, Давид Кемхадзе, дебютант из Грузии, ужаснулся качеству своей копии, которую ему вручили буквально перед самолетом (и которая, кстати, была сделана на его личные деньги): звук опаздывал относительно изображения на 4 секунды, само изображение отличалось невероятной блеклостью. В итоге молодой автор вынужден был "на пальцах" объяснять замысел своего фильма Libertango, несущего сверхактуальную и высокогуманную идею: всякий выстрел - преступление, нельзя допустить первого выстрела, который неизбежно провокация. Но не только копии подводили конкурсантов. Режиссер Евгений Юфит на пресс-конференции сказал, что его фильм "Убитые молнией" был показан не в том формате, а Лариса Садилова задержала демонстрацию своей картины "С любовью. Лиля" в поисках нужной рамки для проекционного аппарата. Но Садилова старалась не зря: большинству собравшихся ее фильм - наполненный смешными и грустными моментами рассказ о том, как работница птицефабрики в Орле ищет свою любовь, - весьма понравился несмотря на то, что в нем довольно настырно проводится аналогия "все люди - куры, которых жестоко ощипывает жизнь". Натуралистичные кадры конвейера куриных тушек дают даже некоторые основания считать картину фильмом ужасов, однако, по сути, это едва ли не единственная работа, которая может при грамотной раскрутке иметь прокатные перспективы. Актрисе Московского ТЮЗа Марине Зубановой, изобразившей добрую и невезучую Лилю, все сразу стали прочить главный приз за лучшую женскую роль - хотя до того считали претенденткой Алису Богарт, сыгравшую в картине Игоря Минаева "Лунные поляны". Этот фильм, в центре которого инцестуальные переживания брата и сестры "на фоне" великой русской литературы, фрагментов набережных неназванного Петербурга и операторских излишеств со светотенью, - тоже продукт, но из серии "сделайте нам красиво".
Весьма сильное впечатление произвел фильм "Не плачь!" Амира Каракулова- трогательная история про больную девочку и самопожертвование ее тетки, оперной певицы. Казахстан, герои нищенствуют, что снято в документальной свободной манере (даже с настырным трансфокатором), но "призрак оперы" витает надо всем; в финале звучит знаменитая ария из "Чио-Чио-сан" - и статуарность, "искусственность" этой сцены своей другой гармонией преодолевает несчастья будней. Картина "просчитана" - и в то же время нефальшива, однако, увы, потрясения не происходит.
Самой цельной, самой профессиональной по всем компонентам и самой близкой к искусству осталась уже упомянутая картина бывшего некрореалиста Евгения Юфита "Убитые молнией" - ей суждена долгая фестивальная жизнь и успех среди критиков и продвинутой молодежи, не более - но и не менее.
К сожалению, к финалу фестиваля как бы забылся фильм режиссера из Киева Сергея Маслобойщикова "Шум ветра", который был показан в первый же день и обусловил многие мотивы и обертона восприятия дальнейшего - как принято говорить, задал планку. Это ярко выраженные авторские "разборки" с самим собой, с природой творчества, с жизнью и смертью. Художник ставит перед нами вопросы крупные, по нынешним временам редчайшие; местами картина поднимается в своей кинематографичности до высот "Зеркала", ее изобразительное решение беспрецедентно изысканно. Возможно, некоторая переусложненность фильма со временем перестанет казаться таковой, но пока именно чрезмерность образно-символического ряда не дала многим зрителям, отвыкшим думать и умно чувствовать в кино, понять основную метафору: мы все - вольные, невольные или подневольные беглецы.
Список призеров фестиваля - см. ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛАУРЕАТЫ XI ФЕСТИВАЛЯ КИНО СТРАН СНГ
И БАЛТИИ "КИНОШОК"
Гран-при:
"Комариха и конь" (анимационный, режиссер Микк Ранд, Эстония) - "За привлечение внимания к душе малых, но кусачих народов в веселой самоироничной форме".

Дипломы жюри:
"Яблоко" (режиссер Ирене Гогечиладзе, Грузия) - "За пересказ популярного библейского сюжета в форме сочетания видеоэстетики и оригинальной хореографии".
"Битва с пришельцами" (режиссер Виктор Давыдов, студия U7, Екатеринбург) - "За предложение оптимистичного и конструктивного образа борьбы с внешней угрозой".

Специальное упоминание жюри:
La Paloma (режиссер Марк Соосар, Эстония) - "За создание эстонской версии "Русского ковчега".

Конкурс полнометражных фильмов.
Главный приз "Золотая лоза" за лучший полнометражный фильм - "Лунные поляны" (режиссер Игорь Минаев, Россия/Франция).
Специальный диплом жюри - режиссеру Евгению Юфиту за фильм "Убитые молнией" (Россия) - "За особый кинематографический взгляд".
Приз за лучший сценарий - Ларисе Садиловой при участии Геннадия Сидорова (Россия, Москва) за фильм "С любовью. Лиля".
Приз имени Александра Княжинского за лучшую операторскую работу - Богдану Вержбицкому за фильм "Шум ветра" (режиссер Сергей Маслобойщиков, Украина).
Приз за лучшую женскую роль - Алисе Богарт за фильм "Лунные поляны" (режиссер Игорь Минаев, Россия/Франция).
Приз за лучшую мужскую роль - Рейну Симмулу за фильм "Сердце медведицы" (режиссер Авро Ихо, Эстония).
Приз за лучшую режиссуру - Амиру Каракулову за фильм "Не плачь!" (Казахстан).

Конкурс короткометражных фильмов.
Специальный приз жюри "Лучший короткометражный фильм" - "Взлет" (режиссер Марат Сарулу, Кирзизия-Казахстан).
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России "Слон" - фильму "Не плачь!" (режиссер - Амир Каракулов, Казахстан).
Диплом - фильму "Завтра день рождения" (режиссер Лариса Бочарова, Москва).
Диплом - программе "Открытые видеоночи на "Киношоке".
Приз жюри дистрибьюторов - "С любовью. Лиля" (режиссер Лариса Садилова).

Призы Международного совета фестиваля "Киношок".
Лучшему продюсеру - Владилену Арсеньеву.
Приз имени Павла Луспекаева "Госпожа Удача" - "За мужество, честь и достоинство" - Георгию Жженову.
Приз жюри детского конкурса "Кино-МалыШок" - фильму "Спартак и Калашников" (режиссер Андрей Прошкин).

Внерегламентные призы.
Приз газеты "День" - "Самой обаятельной и привлекательной актрисе" - Светлане Крючковой.
Приз "Дива Camey" - "Лучшей киноактрисе, снимающейся в телесериалах" - Ирине Гриневой (сериал "Самозванцы", режиссер Константин Худяков).
По результатам интернет-опроса, проводимого казино "Шанс", в рамках акции "Голосуй за актера" (участвовало 117 тысяч человек) наибольшее количество голосов набрали Галина Бокашевская и Алексей Булдаков.
Приз зрительских симпатий от имени города-курорта Анапы - Владимиру Гостюхину.

Последние новости