ДАНИИЛ КРАМЕР ИГРАЛ В LE CLUB "ИНТИМНУЮ МУЗЫКУ"
Открывая концерт, Даниил Крамер сообщил собравшимся, что данная серия выступлений носит очень разноплановый характер и ни один из концертов не будет похож на другой, а также что в этот вечер будет представлено весьма нетрадиционное для джазовой музыки трио и что даже его программа достаточно разнообразна и будет состоять из композиций разных стилей с элементами фольклора, модального джаза и "несколько интимной музыки".
Вечер открыла композиция Аркадия Шилклопера "Folk Song". Совершенно без подготовки и настройки Неда начала петь рифовую фигуру, ожидая вступления рояля и саксофона. Голос вокалистки идеально "прорезал" достаточно мощный и экспрессивный звук Крамера и Тафенау, причем не за счет микрофона, а только благодаря вокальным данным (Неда - обладательница сильного голоса с необычным, несколько резковатым тембром). Вокальную импровизацию сменила флейта, используя нетрадиционную технику исполнения, с пропеванием и проговариванием слов и звуков при игре. Некоторые фразы, исполняемые Недой на флейте, походили на молдавские наигрыши.
Последующие композиции исполнялись в свинге и латиноамериканских ритмах, причем многие джазовые стандарты трактовались достаточно вольно и нетрадиционно. Унисоны флейты и саксофона сменяли смелые вокальные партии с большими мелодическими скачками, переходами с пения фальцетом на "академическую" манеру. Имитация "киксующего" саксофона голосом практически точно соответствовала по тембру и подаче звука ответам Райво Тафенау на своем инструменте. Несколько балладных вещей, например, стандарт "Time For Love", исполненный дуэтом с Крамером, Неда пела столь экспрессивно, будто для нее это был вопрос жизни и смерти, совершенно ошеломляя публику.
Особенно выделялась игра Даниила Крамера, который выдавал быстрые энергичные пассажи с невероятной легкостью и прозрачностью. Особенности его исполнительского стиля - ярко выраженная динамика, от мощного напора до заявленного "интимного" саунда в балладах, совмещение игры рифового аккомпанемента в левой руке и быстрой полиритмической импровизации в правой, а также отменное гармоническое и мелодическое мышление. Причем, в этот вечер Даниилу приходилось брать на себя функции и солиста, и ритм-секции. Отсутствие же стандартной ритм-секции в составе не только не ощущалось белым пятном, но и придавало концерту камерный характер.
Владимир Смирнов, InterMedia