ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ ВЫШЕЛ В ПРОКАТ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Десятилетие фильма Виктора Косаковского "Беловы" было отмечено в петербургском кинотеатре "Аврора" 9 октября. Это событие для нашего кинопроката неординарное. Лучший в городе кинотеатр, которому, казалось бы, самой судьбой и системой Dolby предназначено крутить голливудское кино, отдает целый вечер неигровой черно-белой 35-минутной картине о жизни дважды вдовы Анны Федоровны Беловой, которая живет (увы, теперь уже - жила) в деревне с братом Михаилом и мыкается с ним, и трудится от зари до зари, и плачет, и поет. "Беловы" появились в январе 1993 года на Международном фестивале неигрового кино "Послание к человеку" - и получили там сразу три приза: "Золотой Кентавр", Приз критиков и Приз экуменического жюри. А после этого - Государственную премию России и еще более двух десятков наград на престижнейших фестивалях мира. Косаковский сразу стал знаменит, хотя и его предыдущая картина "Лосев" была также замечена двумя годами прежде на "Послании", где получила "Серебряного Кентавра", Приз за лучший дебют и Приз критики. Жизнь и характеры людей русской деревни, при всей своей внешней специфичности, гораздо более интернациональны, чем фильм о последнем русском философе. Картина "Беловы" вот уже десять лет показывается во всем мире - на большом и телевизионном экранах она демонстрировалась в 46 странах. Но лишь теперь фильм вышел в "Авроре" в российский прокат. Виктор Косаковский с тех пор стал признанным на родине классиком неигрового кино: его следующий фильм "Среда. 19.7.1961" (1997) получил "Нику", премию "Триумф", много призов международных фестивалей и, кстати, был показан той же "Авророй" в формате регулярного проката, продержавшись на экране несколько недель. Теперь есть вероятность того, что "Аврора" устроит ретроспективу Косаковского, которая включит в себя, кроме названных, и фильмы "Павел и Ляля. Иерусалимский романс", "Я вас любил" и, быть может, новейшую работу режиссера, у которой еще даже нет названия. После показа "Беловых" Виктор Косаковский больше часа отвечал на вопросы зрителей, многие из которых вслух недоумевали, как режиссеру удалось столь достоверно передать и быт, и бытие. А режиссер "проговорился": "Кажется, я снял удивительный материал о детях этих людей".