ЮРИЙ БАШМЕТ: "СПИВАКОВА ИСПОЛЬЗОВАЛИ И ВЫБРОСИЛИ"

Пресс-конференция, посвященная 10-летию камерного ансамбля "Солисты Москвы" под руководством Юрия Башмета, состоялась в конференц-зале РЗК 12 октября. В ней приняли участие Юрий Башмет, директор Фонда Башмета Александр Митрошенков, первый заместитель генерального директора МГАФ Алексей Шалашов, директор ансамбля "Солисты Москвы" Роман Балашов, концертмейстер Елена Ревич и др.
Юрий Башмет начал пресс-конференцию сразу с длительной истории его камерного ансамбля, которая, как оказалось, во многом напоминает судьбу первого состава "Виртуозов Москвы" Владимира Спивакова, с той лишь разницей, что первые "виртуозы" обосновались в Испании, после чего в России появился совершенно новый состав оркестра, а первые "солисты" перебрались во французский курортный городок Монпелье. Когда Юрий Башмет понял, что, перевезя коллектив с семьями во Францию и создав ему условия повышенной комфортности, он потерял оркестр (французские власти требовали полнейшего подчинения оркестра себе и категорически возражали против безвозмездного участия коллектива в некоторых проектах, в частности, в фестивале памяти Олега Кагана, давнишнего друга Башмета), он зарекся организовывать коллективы. Но Нина Дорлиак убедила его начать все сначала, сказав, что в московской консерватории много талантливой молодежи, которой нужен такой руководитель, как он.
Юрий Башмет выразил удовлетворение нынешним состоянием его коллектива ("мы живы и мы процветаем") и тем обстоятельством, что до сего дня в нем работает большинство музыкантов первоначального (но уже второго) состава. Первый же, "французский" состав, как рассказал Башмет, через некоторое время переименовался в "Солистов Монпелье", а потом о нем ничего не было слышно. "Почему я сам не уехал? Я долго искал короткую формулировку, и теперь я говорю так: моя дочь учится в Московской консерватории", - сказал музыкант.
Комментируя ситуацию с РНО и Владимиром Спиваковым (см. МУЗЫКА от 18-20 и 24-25.09.02), о которой зашла речь, Юрий Башмет заметил: "Я не слишком в материале, но с этической точки зрения это было некрасиво. Коллектив превратился в стадо, подчинившись воле дирекции. А у Спивакова душа ранимая. Но он был Спиваковым и останется им. Хотя получается, что его использовали и выбросили".
Далее Юрий Башмет подтвердил, что несмотря на прибавившиеся заботы в виде художественного руководства оркестра "Новая Россия" (см. МУЗЫКА от 23 и 27.08.02), с "Солистами Москвы" будет работать в прежнем объеме. Говоря о различиях деятельности солиста и дирижера, маэстро сказал: "Специальность тут одна, а специализация разная. Ведь оркестр - тоже своего рода инструмент. Но когда играешь на альте, сам отвечаешь за собственный звук. А хорошему дирижеру иногда попадается не очень хороший оркестр". На вопрос, как он работал бы с оркестром, который не дает ему нужного результата, музыкант ответил: "Если мне кто-то чего-то не дает, я к нему и не приближаюсь".
Вечером 12 октября в Большом зале консерватории состоялся юбилейный концерт "Солистов Москвы" п/у Юрия Башмета, в программе которого прозвучали сочинения "Просветленная ночь" Арнольда Шенберга, "Время и ... снова" Гии Канчели (первое исполнение) и Концерт для альта с оркестром Никколо Паганини - Юрия Башмета (первое исполнение в России).

Последние новости