КАНДАГАР: НОВОЕ МЕСТО В КИНОГЕОГРАФИИ
Героиня фильма Нафас родилась в Афганистане, но живет в Канаде. Однако в Кандагаре осталась ее сестра, подорвавшаяся на мине. Сестра, которая собирается покончить жизнь самоубийством в день полного солнечного затмения. И Нафас, давно уже отвыкшей от своей родины, необходимо за два дня и практически в одиночку совершить свой путь до Кандагара и возродить в сестре желание жить.
Теперь в географическом образовании киноманов, пусть даже и не следивших за международными новостями, еще одно пятно из белого стало черным. Теперь мы знаем, что Кандагар - это такое место в Афганистане. Пункт назначения, которого нельзя достигнуть. Непутевое место, беспонтовая точка. Степь, пески, жара, голод, жажда, паранджа, мусульмане, плохая вода, нищета, разруха. Плюс к тому - война и противопехотные мины, которые рвутся прямо под ногами у мирных жителей. Маджахеды, талибы, опасность на каждом шагу. Кажется, ничего, кроме чернухи, на таком материале снять попросту невозможно. Ан нет, Махмальбафу и не такое по плечу.
Этот фильм должен бы быть документальным - слишком уж все достоверно. Слишком уж огромны глаза у девочек, которые в последний раз идут в школу - потому что завтра им возвращаться на родину, в Афганистан, - а пока их учат не наступать на красивых кукол, которые могут валяться на дороге: там заложены противопехотные мины. Слишком уж сюрреалистично бегут на костылях инвалиды - наперегонки, кто первый достигнет падающих с неба на парашютах "новых ног", протезов. Слишком уж многое снято "с руки". Слишком уж непривычен для европейцев открыто-безнадежный и безнадежно-открытый финал привычной конструкции road-movie.
Яна Таран, InterMedia