25-ЛЕТИЕ ТЕАТРА БОРИСА ЭЙФМАНА ОТМЕТИЛИ ДАЙДЖЕСТОМ ЕГО БАЛЕТОВ

Гала-концерт, посвященный 25-летию Театра балета Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург), прошел в ГЦКЗ "Россия" 14 октября. Программа юбилейного вечера была построена нетрадиционно: вместо ожидаемых поздравлений и стандартных балетных номеров зрители получили возможность увидеть фрагменты восьми спектаклей, созданных Эйфманом в последнее десятилетие. Среди них оказались "Реквием", "Карамазовы", "Русский Гамлет", "Мой Иерусалим", "Чайковский", "Красная Жизель", "Дон-Кихот, или Фантазии безумца", "Дон-Жуан и Мольер".
В последние годы Борис Эйфман все больше проявляет себя как хореограф-философ и потому многие его творения драматичны или даже трагичны. В результате программа обоих отделений оказалась довольно мрачной и даже лирический дуэт из балета "Русский Гамлет" (солисты - Юрий Смекалов и Вера Арбузова) и зажигательный твист из спектакля "Красная Жизель" не изменили общего впечатления. Но, видимо, балетмейстер и не рассчитывал на то, что выбранные им фрагменты развлекут публику. Тем более что полифония Л. ван Бетховена, лейтмотивная система Рихарда Вагнера, композиционно сложные симфонические произведения В.А.Моцарта и П.И.Чайковского, взятые для музыкального сопровождения балетов, были детально отражены в движениях танцоров и требовали от зрителей сосредоточенного созерцания.
Фрагменты балетов переходили один в другой и никак не анонсировались. Иногда между сценами возникали минутные паузы, во время которых на темной сцене слышалось шуршание декораций, но в большинстве случаев сцены следовали одна за другой. Для неподготовленных зрителей, незнакомых с творчеством Эйфмана и содержанием его постановок, понять суть происходящего на сцене в таком калейдоскопе балетных номеров не представлялось возможным. Наибольшее удивление у непосвященных балетоманов вызвали сцены из спектакля "Дон-Кихот, или Фантазии безумца", действие которого происходит не на улицах Испании, а в доме для душевнобольных. Впрочем, Дон-Кихот в смирительной рубашке, как и одетая в медицинский халат его возлюбленная, вызвали у зрителей бурю аплодисментов.
Кульминацией вечера стал заключительный фрагмент из балета "Дон-Жуан и Мольер". Оказалось, что под маской актера мольеровской труппы скрывался сам Борис Эйфман. Как только маски были сброшены - зал взорвался криками "браво!" и стоя приветствовал хореографа.

Последние новости