ОДИССЕЯ ЧИСТОГО СОЗНАНИЯ

Пресс-показ фильма "Одиссея год 1989" ("Умняк", кинокомпания "Пигмалион продакшн", Россия, 2002 г., 69 мин., режиссер - Илья Хотиненко, в ролях - Андрей Щенников, Петр Буслов, Яна Шивкова, Игорь Волошин) состоялся в службе кинематографии 16 октября.
В кино тоже бывает своя мода. В последнее время фильмы молодых режиссеров стали все больше подчиняться определенным канонам, позволяющим картинам в той или иной степени копировать друг друга: "Иван-дурак", "Апрель", "Одиссея год 1989" и многие другие - близнецы-братья. Акценты везде разные, но составляющие одни и те же: криминал, наркотики и в качестве темы, соответственно, психоделика, бездуховность и бессмысленность существования поколения next в современном мире. Фильм режиссера Ильи Хотиненко "Одиссея год 1989" почти не выбивается из этого ряда.
Сюжет прост до такой степени, что его словно и нет вовсе. Все начинается, как в русской сказке - добрый молодец из деревни отправляется в город, чтобы "денег заработать и зажить как люди". И глаза, и сердце молодца Дениса (Андрей Щенников) распахнуты навстречу его детским мечтам - стать агрономом, а может быть, и космонавтом. На подступах к большому городу Денис прежде всего попадает в объятия его окраинных нравов - будущего космонавта грабит и окунает в реку банда некоего Ганса. Мокрый и промерзший, он добирается до квартиры своего двоюродного брата Паштета (Петр Буслов) и моментально оказывается в гуще жизни, полной наркотического угара, бандитских разборок, алкогольных запоев и грабежей. На протяжении всего фильма герои искусно варят "винт", заправски ширяются, кумарят, марафонят и просто пьют. Под кайфом Денис видит себя по-прежнему космонавтом - эта наивная и чистая мечта заставляет его прозреть. Сказка есть сказка: в конце фильма Денис снова очутился в своей деревне и вновь начал поход в город - теперь уже совсем другим человеком, но по-прежнему - добрым молодцем.
Фильм безусловно имеет свои "изюминки" - новые лица никому доселе неизвестных молодых актеров; режиссерские и операторские задумки, особенно выразительные в сценах "кайфа" - черно-белое изображение на мгновение становится цветным в момент перехода героев из обычной жизни в состояние чистого сознания, причем каждому наркотику соответствует определенный цвет; наблюдающие за "кайфующими" героями ожившие плюшевые игрушки, страшные, аки куклы из стивенкинговских триллеров; а кружащаяся и скачущая камера, сопровождающая пьяного Дениса, способна вызвать тошноту у особо впечатлительных зрителей прямо в зале. По мнению самого режиссера, фильм некоммерческий и непопсовый. Его прокатная судьба - под большим вопросом. Так что спешите видеть!
Дарья Евдочук, InterMedia

Последние новости