"ДОМ ДУРАКОВ": НАЗИДАТЕЛЬНОСТЬ ПОБЕДИЛА ИСКУССТВО
Фильм вызывает противоречивые впечатления. Вопреки намерениям автора (см. ЦИТАТЫ), он получился не философским и вовсе не "социально-политическим", хотя, разумеется, легко выискивать в нем "чеченские" или "русские" предпочтения автора. На самом деле, эта картина - о любви девушки Жанны к Брайану Адамсу, о сладком сне, который - единственный - озаряет жизнь больных людей. Каковы, по Кончаловскому, мы все. Но обидно другое: фильм получился, за исключением некоторых сцен, нестерпимо "придуманным", а оттого - лживым. Особенно неудачным кажется начало. На сегодня психушка в Чечне как-то не предполагает феллиниевского праздничного сумасшествия в изображении и звуке, ждешь лаконизма и строгости. Но вот глаз привыкает к экзерсисам оператора Сергея Козлова, а ухо - к изрядной фальши в назидательных речах персонажей и надуманным дефектам дикции главной героини, и по законам восприятия со многим смиряешься. И все же дом сумасшедших на войне - метафора, прочитываемая слишком легко и заранее; ровным счетом никаких новых смыслов Кончаловский не предлагает. Совершенно сказочная история любви, верности, обмана и непредательства - история Жанны, которая любила и замуж за другого не вышла, потому что гордая была - сыграна Юлией Высоцкой вполне достойно, не без вдохновения и самоотверженности. Однако страшно далек "Дом дураков" от тридцатипятилетней давности шедевра Кончаловского про Асю Клячину. Потому что тогда было живое кино про живых людей, а теперь получился фильм-"мессидж", фильм-послание. Назидательность, увы, победила искусство. Что тут скажешь: американские витамины и вправду очень сильнодействующие.