ВОТ ЧЕМ ПОЛНА ЖИЗНЬ
К сожалению, об очень большом количестве современных отечественных фильмов можно все сказать одной цитатой - тоже, кстати, из фильма отечественного: "Он русский, это многое объясняет". И как бы ни хотелось быть предельно толерантными к новой российской кинопродукции, цитату эту приходится приводить как вздох сожаления, а не вопль восхищения.
Картина Петра Тодоровского как раз из этих очень нестройных рядов. Все ужасно, начиная со сценария, где натужно и неискренне прописаны диалоги, где используется изрядно замыленная ситуация - коммунальная квартира и судьбы ее жильцов, где сделана конъюнктурная попытка описать современную жизнь, пользуясь штампами и стандартами перестроечного и постперестроечного кино 90-х. Порой ловишь себя на мысли, что смотришь не Тодоровского, а позднего Рязанова - благо и жанр трагикомедии сходится. Но именно позднего, у которого вместо чудесных лирических историй на фоне современности осталась лишь современность на фоне лирических историй. Хотя пресс-релиз утверждает, что "Жизнь забавами полна" - о любви, любви в фильме не особо заметно. Скорее всего, это вина не только режиссера, но и актеров - бытовые сценки и дрязги им удаются, а стоит начаться сцене выяснения отношений, как интонации становятся вымученными, а движения скованными.
Остается удивляться, куда подевался профессионализм неоднократно зарекомендовавшего себя режиссера - а отсутствие оного заметно хотя бы по эпизоду, в котором начался дождь: непогода заметна лишь по шуму струй воды и зонтику, раскрывшемуся в руках одного из героев. Кстати, единственное, что стало действительно лучше в современном отечественном кино, - это работа звукорежиссера: наконец-то внятно слышны любые шорохи и слова персонажей.
Что же до "злободневности" - ее обозначение случайными автоматными очередями за кадром и вооруженными бомжами не добавляет фильму ни эстетической ценности, ни особого смыслового наполнения. Все плохо, но "нужно, чтоб кто-то кого-то любил", утверждает режиссер нехитрую истину, приводя эту стихотворную строчку раз десять на протяжении фильма.
Яна Таран, InterMedia