КОВЧЕГ ШАГАЕТ ПО МОСКВЕ
Фильм был создан по мотивам киноповести Г.Шпаликова "Причал". Повесть была написана в 60-е годы, а потому задача автора фильма состояла в том, чтобы адаптировать героев шестидесятых к нашему времени. "Ковчегом" называлась баржа, на которой и в самом деле всех "тварей - по паре" - люди, лошади, куры, а также для антуража антикварная мебель, пляжные зонтики и гипсовые изваяния. С далеких волжских берегов баржа привезла в Москву героев фильма - немолодого, но очень даже еще ничего, шкипера (Евгений Сидихин) и молодую, отчаянную, резвую девицу Катю (Карина Разумовская), влюбленную в шкипера. Ночью шкипер отправился на поиски своей бывшей жены, заодно выкрал у нее сына, не вполне понимая, зачем. Похоже, герой просто был мучим пресловутым кризисом среднего возраста. В свою очередь, Катя ринулась в незнакомую ей ночную Москву в поисках любимого. Пережив массу приключений, она с утра вернулась на баржу, где и попала в объятия того, кого искала. Вот и весь сказ.
Конечно, одним неореализмом шестидесятых в наше время никого не удивишь, а потому режиссеру пришлось придать сюжету напряженности и смотрибельности в виде высокоскоростной езды бывшей жены героя по ночной Москве в поисках сына с последующим ее "вмазыванием" в игровой автомат, а также периодических наплывов воспоминаний шкипера о его боксерском прошлом. То, что было вполне органично еще 40 лет назад - бессюжетное действие из серии "что вижу, то и пою" в легкой, естественной и какой-то воздушной упаковке, в современном фильме превращается в ряд сюжетных несостыковок и дикое противостояние наивного провинциализма и цинизма мегаполисной жизни. Все москвичи оказались на удивление неприятными - жена шкипера, стервозная баба со злыми глазами и ненатуральными истериками, ее нынешний муж - писатель, картинно погруженный в творчество, но точно знающий цену деньгам, да и сам шкипер, всю ночь таскающий ребенка по холодному городу. Хороша была бы Катя - веселая, беззаботная птичка, если бы она не переборщила со своим звонким смехом - к концу фильма с грустью понимаешь, что весь психологизм этой роли заключался в постоянном похохатывании. О Шпаликове напоминает лишь один, без сомнения, уведенный режиссером из другого известного фильма, момент - прогулки Кати босиком под дождем - почти цитата из "Я шагаю по Москве". Вернуться в 60-е не удалось, да и возможно ли? Сам Геннадий Шпаликов сказал об этом: "По несчастью или счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места".