
ГЕНАДИЙ ШПАЛИКОВ: "Я К ВАМ ТРАВОЮ ПРОРАСТУ"
Удивительное место - Центральный Дом литераторов - ветры перемен словно обошли его стороной: все те же интеллигентные бабушки вахтерши-билетерши, на прилавках книги, к которым руки сами тянутся, на стенах афишки - литературные вечера. Тени великих имен и названий витают в воздухе. 31 октября в ЦДЛ собрались ровесники и почитатели Геннадия Шпаликова - человека, чье имя в свое время было почти культовым, но никогда - широко известным. Потому и лица людей, пришедших на вечер, носили отпечаток причастности к тем волшебным, фантастическим и невозвратным шестидесятым. Геннадий Шпаликов - поэт, кинодраматург, прозаик. Он умер 28 лет назад, но живы его ровесники и друзья. Своими силами они создали в память о друге короткий, но чудесный фильм "Я жил, как пел". Режиссер картины Юрий Файт пригласил на сцену одного из самых близких друзей Шпаликова - кинодраматурга Павла Финна. В конце шестидесятых они вместе с большой компанией с легкостью перемещались по всей Москве, искали квартиру, где можно было бы посидеть. К воинствующим диссидентам друзья отношения не имели: "Если были тогда "люди подполья", - говорит Финн, - то мы скорее относились к "людям застолья". Тем не менее высказать свое мнение Шпаликов никогда и ни перед кем не боялся. Павел Финн вспомнил, как после показа фильма "Операция "Трест" перед комиссией Шпаликов выступил в защиту Бориса Савенкова, за что и был лишен билета Союза писателей. Во ВГИК Шпаликов пришел из суворовского училища, из семьи военных. "Он всегда ходил с ощущением радости жизни. Такое моцартианское явление". Кинодраматург Наталья Рязанцева - первая жена Шпаликова - рассказала о том, что брак их был недолгим, и сам он сказал об этом "хотя поссорились уже, но все-таки еще дружили". Он часто признавался жене, что не проживет больше 37 лет - "поэт в России должен жить не больше 37 лет". Как и многие творческие натуры, он предчувствовал свою раннюю смерть и однажды, учась еще на первом курсе, описал ее - то ли в шутку, то ли всерьез.
Кинорежиссер Сергей Соловьев назвал Шпаликова выдающимся поэтом и драматургом: "Человеческая личность, которая во многом определила душевную жизнь России второй половины XX века. Его литература - не литература прошлого, а мироощущение будущего, если оно вообще у нас есть".
Художник Михаил Ромадин вспоминал о Шпаликове как о человеке очень веселом, живущем в мире собственных фантазий, за что в кругу друзей он слыл "завзятым вралем". "Человек, который не умет врать, просто лишен воображения" - сочинив эту цитату, Шпаликов утверждал, что она из Ницше. Но ему верили опять и опять, ведь только он мог прийти в гости со шпагой, рамой для картины или безобразной гипсовой нимфой с Тишинского рынка, которую тут же радостно обглодал пес Ромадиных.
В завершение вечера выступил бард Сергей Никитин. Сам являясь выдающимся представителем шестидесятников, он проникновенно исполнил несколько песен на стихи Г.Шпаликова. Кинорежиссер Юрий Кузин представил свой первый полнометражный фильм, созданный по мотивам киноповести Г.Шпаликова "Причал" - "Ковчег" (См. РЕЦЕНЗИИ). В поисках оригинального сценария, далекого от современности, от расхожих образов, стрельбы и погонь, режиссер остановился на повести Шпаликова, написанной в шестидесятые годы. Сценарий очень поэтичный, герои - эфемерны и воздушны. Зона оказалась опасной: "На чем строить действие, интерес зрителя? В современном кислотном мире герои утратили шпаликовскую легкость и изящество. Нельзя искусственно переносить прошлое в наши дни", - к такому выводу пришел режиссер Ю.Кузин. Такова и судьба прозы и поэтического мироощущения Шпаликова. Фильм, премьера которого состоялась в заключение вечера, сам режиссер нашел неудачным и попросил судить его строго.