"ЖИЗНЬ АЛЕКСИСА КИВИ" В СТИЛЕ АЛЕКСИСА КИВИ
13-я Неделя финского кино завершилась в Санкт-Петербурге показом фильма "Жизнь Алексиса Киви" и встречей с его режиссером Яри Халоненом 27 ноября. Эта лента резко отличается от всей программы Недели, да и выходит за рамки обычного в кинематографе Финляндии. Он рассказывает о писателе и драматурге, который заложил основы нового финского языка (то есть, сыграл в истории Финляндии такую же примерно роль, как Пушкин у русских), а кроме того, в середине XIX века вел борьбу за признание финского языка государственным в стране, где господствовал шведский, хотя шведы составляли всего десять процентов населения. Жизненная стратегия Киви (это псевдоним Алексиса Стенвалла, в переводе "киви" - камень) была уникальным примером бескорыстия; он умер 38 лет от роду, в чужом доме, с диагнозом "меланхолия на почве оскорбленной писательской чести"; официальное отношение к нему было пренебрежительным, как к выходцу из низов и сумасшедшему. Фильм Яри Халонена дает сугубо противоположную точку зрения: "Я считаю, - сказал режиссер, - что это самый важный человек в Финляндии: он описал финнов". При этом сам Киви подается автором как человек и литератор, потрясенный Доном Кихотом и даже внешне похожим на него. Актер Марко Тиусанен, как и другие, играет в натуралистическом стиле финского театра (считающемся грубым и "непристойным"), и все это на фоне тщательно проработанных исторических интерьеров и костюмов, напоминающих одновременно работы певца реализма Федотова и гротескового Шемякина. Выдающийся финский писатель современности Вейо Мери в связи с этой картиной вспоминает о "Виридиане" Бунюэля и "Сатириконе" и "Амаркорде" Феллини, а воспитанник русской культуры - о Гоголе и Достоевском. Жанр картины самым приблизительным образом можно определить как героико-ироническая опера ("опера" - поскольку здесь много музыки и очень велика степень условности).
После фильма состоялась встреча с режиссером, на которой он с темпераментом и многословием почти итальянским разъяснял собравшимся журналистам, филологам и любителям Финляндии, что "фильм снят в стилистике самого Алексиса Киви" и что "если бы я снимал в Голливуде - был бы скандал". Выяснилось, что, хотя "молодежь в Финляндии лишь минут через пятнадцать понимает, в чем суть, потому что дети видят в кино только ситуации и лица, описываемые словечком cool!", посмотрело картину около 50.000 человек (что хорошо для пятимиллионной страны), да и критики отнеслись к картине благосклонно.
Не менее интересна и жизненная стратегия самого Яри Халонена. Этот автор начинал как неформальный независимый постановщик - до такой степени, что еще в этом году на фестивале "Дебошир-фильм" были три его фильма, определяемых как "экспериментальные" и "беспредел" (Back To The USSR/"Ленин-вампир", Lipton Cockton In Shadows Of Sodoma, Christmas Party), - но в середине 90-х вдруг осознал: "Финны живут хорошо, но многие болеют - потому что у нас отняли нашу национальную культуру. Нас вдруг заставили стать европейцами и забыть все традиционное". И тогда он сделал такой фильм. И "оказалось: мы можем быть сначала финнами, а потом - европейцами".