REMAKE - "ПОДАРОК"
Помнится, в юности, главным увлечением которой были виниловые пластинки (2 руб. 50 коп. - отечественные, 3 руб. 50 коп. - зарубежные), украшением фонотеки неожиданно стал диск вокального ансамбля Swingle Singers. Особенностью коллектива был необычный способ исполнения: все, даже инструментальные, партии пелись. "Шутка" Баха или "Полет шмеля" Римского-Корсакова звучали потрясающе необычно и свежо. По сравнению с тем диском "Подарок" ансамбля Remake ничего нового, в плане подачи материала, не открыл: небесно-нежные голоса солисток - для мелодии, отличное чувство ритма у солистов - для метро-ритмической основы. Ну и слаженное эстрадно-джазовое многоголосие, в котором без всякой фальши звучат септаккорды. Поскольку участники ансамбля - консерваторские выкормыши, ожидать другого было бы и нелогично.
Тогда в чем "фишка"? В выборе этого материала и концепции творчества. В отличие от западных коллег, у "римейкеров" охват больше: это не только классика (от мадригалов до Чайковского) и спиричуэлс, но и массовая советская песня и поп-шлягер (опять же - отечественный) наших дней. Ориентируются музыканты в жанрах достаточно легко и свободно, смешивая их как ни попадя. Это уже концепция: не просто спеть, а переделать. Не просто переделать, а так чтобы было над чем поспорить, над чем подумать. Первая мысль рождается по прочтении (о прослушивании - чуть позже) контента диска: объединить произведения двух Александров - Бородина и Розенбаума - в одном, так сказать, флаконе - шаг достаточно рискованный. Дальше - хуже.
Вот, например, песня "Ой, цветет калина". Это не привычная всем русская застольная, а по всем признакам - мадригал (и пустые квинты, и полифония на месте), а в качестве "темы-спутника" (определение профессора Ю.К.Евдокимовой, автора "Истории полифонии 11-13 веков") - песня "Каким ты был". Есть еще забавнее: "Песенка брадобрея" Максима Дунаевского поначалу звучит весьма привычно, а дальше на словах "съел беднягу, словно пудинг" вдруг откуда ни возьмись - демонический смех и ария Канио из "Паяцев" Руджеро Леонкавалло, а еще несколько секунд спустя вполне похоже, по-агутински то есть, раздается: "Это просто слезы, их никак нельзя понять". В колыбельной Чайковского "Спи, дитя мое" - большой блок из керновского "Дыма", в "Only You" вплетается мульт-хит намба уан "Мы бандито-гангстерито" и все в таком же духе. Словом, это прикол. И если относиться к диску именно так, то можно словить определенный кайф, угадывая, что откуда в общий винегрет попало, и испытывая от этого определенное удовлетворение.
В том, что составители-исполнители могут не только дурачиться, но и вполне пристойно исполнять чуть приближенную к эстраде классику, убеждает "Bist Du Bei Mir" И.С.Баха или "Ходит спесь" Бородина. Жаль, что таких треков мало - бесконечные музыкальные шутки от аранжировщика Михаила Серкова несколько утомляют, хочется чистого искусства. "Подарок" - первая пластинка музыкантов, и потому понятно стремление вместить в нее все, что было сделано. Вероятно, следующие опусы будут более стилистически выдержанными, и, пусть менее забавными, но более цельными.
Елена Чишковская, InterMedia