"НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ" - "ЦУНАМИ"
Видимо, нужно напомнить, что бОльшую - пока - часть своей карьеры "Ночные снайперы" провели в глубоком андеграунде. Пару лет назад ситуация изменилась: к огорчению немногочисленных посвященных, музыка "Снайперов" стала общедоступной. Переход в большой шоу-бизнес дался девицам Диане и Светлане нелегко, что сильно чувствовалось в альбоме "Рубеж" - нервном и неровном. Эти трогательные перепады во многом и определили счастливую судьбу первой пластинки. Диск "Цунами" совсем не таков. Едва ли не каждая песня с него может стать хитом - скорее всего, так и произойдет, - но только если выбрасывать их в эфир по одной. Композиции сильны и профессиональны; они свидетельствуют о том, что группа поняла и приняла правила игры и согласилась поработать звездой рок-н-ролла. Но когда слушаешь эти вещи одну за другой, стабильность и ровность репертуара нынешних "Снайперов" оборачивается предсказуемостью.
Все песни "Цунами" написала Диана Арбенина. Времена двойного лидерства миновали: Светлана Сурганова сначала лишилась права голоса, а потом - уже после презентации нового диска - ушла из группы совсем. Для старых поклонников уход скрипачки означает распад дуэта "Ночные снайперы". Для тех, кто полюбил группу за последние два года, он означает лишь юридическое закрепление давнего фактического лидерства Арбениной. Диане совершенно не стоило твердить во всех предрелизных интервью, что "Цунами" - ЕЕ альбом, ею выстраданный, рожденный и воспитанный. Это и так слышно в каждой ноте. Угловатая харизма, резкость суждений, рубленые фразы, - черты, составляющие арбенинский имидж сильной, даже где-то мужественной дамы, - дословно экстраполируются в сегодняшнюю музыку "Снайперов", и прощальные переливы сургановской скрипки уже не могли ничего изменить. "Цунами" до краев заполнен личными мыслями, поступками, депрессиями, истериками солистки. Это настолько альбом Арбениной, что кажется - он сам пошлет куда подальше любого критика, если будет не в духе.
Хорошо это или плохо - каждый решит для себя. По мне - однополярность объективно обедняет группу, из системы координат которой исчез важный противовес. Сильная женщина самовыражается сильно, но однообразно. В ответ на вопрос: "А что сейчас играют "Ночные снайперы"?" - можно наугад заводить любую из первых пяти песен. Впрочем, скоро "Пароходы", "Катастрофически", "На границе", "Д.р." и "Цунами" понесутся из эфира, не дожидаясь вопросов. К середине диска "снайперизм" Арбениной становится чуть менее "могуч, горюч и дерзновенен": "Розы" и "Время года зима" неприятно попахивают кабаком, а следующие треки выдают в снайперше внимательную слушательницу Бутусова и Земфиры. "Охота на волчат" заставляет прямо-таки встрепенуться, услышав что-то доброе, знакомое - проигрыш из "Шара цвета хаки"! "Черное солнце" тоже теребит труп "Наутилуса Помпилиуса", напоминая на сей раз композицию "Джульетта". Припев "Dance Me" содержит прямую текстовую цитату из Жанны Агузаровой, а отрывистое "дуэтом" произносится в манере Земфиры. Настроением "девочки-скандала" пронизаны и "Африки". А бравурно-юбилейная "Питерская" органичнее бы смотрелась на сборнике "Музыканты - 300-летию Санкт-Петербурга". Возможно, поэтому вторую часть "Цунами" слушать интереснее - она доказывает, что Диана Арбенина не является безошибочным прямолинейным киборгом.
Алексей Мажаев, InterMedia