В МОСКВЕ АРМЯНАМ ПОДСКАЗАЛИ: "РИМ ПАДЕТ, НО НЕ ВАМИ!"

Опера "Норма" Винченцо Беллини в постановке Бориса Айрапетяна была показана на Новой сцене Большого театра 5 января. Спектакль привез в Москву Ереванский театр оперы и балета им. А.Спендиарова. Опера "Норма" - самая новая постановка Ереванского театра (премьерные спектакли состоялись в Ереване 27-30 октября 2001 года).
Для известного кинематографиста Бориса Айрапетяна работа в опере стала дебютом - он выступил в качестве режиссера-постановщика, сценографа и художника (как выяснилось, он хотел бы дальше поставить в оперном театре "Лоэнгрина" Рихарда Вагнера и "Фиделио" Л. ван Бетховена, также его привлекают современные авторы и комические сюжеты).
Главные партии исполнили сопрано Анаит Мхитарян (Норма), тенор Гегам Григорян (Поллион), меццо-сопрано Вардуи Хачатрян (Адальжиза), бас Александр Тамазов (Оровез), тенор Карен Мирзоян (Флавий) и сопрано Сусанна Багамян (Клотильда). Оркестром руководил главный дирижер Ереванского театра, дирижер-постановщик спектакля Карен Дургарян. В составе выступавших солистов оказались номинанты на премию "Золотая маска - 2002" - Вардуи Хачатрян и Александр Тамазов. Всего спектакль был выдвинут на премию по пяти пунктам: "лучший спектакль", "лучшая работа дирижера" и три "лучшие роли в опере" (кроме вышеупомянутых двух солистов, на премию номинируется также исполнительница роли Нормы Марине Деинян). Среди номинантов не оказалось очевидного лидера спектакля - Гегама Григоряна (являющегося, между прочим, художественным руководителем Ереванского театра оперы и балета). Спектакль армянского театра попал на "Золотую маску" законным путем: согласно уставу премии, если спектакль нероссийского театра имеет в своем бюджете российские финансы и если к его созданию причастны российские учредители, он имеет право подавать заявку в оргкомитет фестиваля и премии.
Спектакль оправдал надежды организаторов гастролей и слушателей - директор театра Камо Оганесян призывал обратить пристальное внимание прежде всего на голоса, и вокальная часть постановки действительно оказалась весьма и весьма достойной. Сценическое пространство же выглядело более темным и менее контрастным, нежели на эскизах сценографии Бориса Айрапетяна, представленных в буклете. Оперные трафареты читались в статичности представления и в достаточно скупом обращении с разного рода символикой (одиноко подвешенный огромный кинжал над головой Нормы, сулящий ей гибель, топорики друидов, размноженные под занавесом, как рисунки на "рабочем столе" персонального компьютера, наивные щиты воинов, абрисом не отличавшиеся от кувшинов и т.д.). Интересные же визуальные находки обидно растрачивались: например, огромные ноги в римских сандалиях, символизирующие попирание галльских земель захватчиками, выполнив минимальную смысловую нагрузку в течение первых двадцати минут, были банально сняты и унесены со сцены на глазах у всего зала. Восприятие спектакля также отравлял изобилующий орфографическими и грамматическими казусами подстрочный перевод, передаваемый синхронно на боковых экранах. Апогеем явилась фраза о Риме, высказанная галлам гневной жрицей: "Он падет, но не вами!"
Татьяна Давыдова, InterMedia

Последние новости