НА ФЕСТИВАЛЕ "ВОЗВРАЩЕНИЕ" КОМПОЗИТОРЫ ПОРАДОВАЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ

Второй концерт фестиваля "Возвращение" прошел в Рахманиновском зале консерватории 8 января. Программа вечера, озаглавленная "Радуйся!", представляла собой собрание произведений, посвященных чувству радости. Концерт был выстроен так, что шутливые и комические сочинения чередовались с серьезными произведениями.
Вечер открылся блестящей фортепианной пьесой "Скарамуш" Дариуса Мийо, которую энергично исполнили постоянная участница "Возвращения" Екатерина Апекишева и английский пианист Чарльз Оуэн, выступавший на прошлогоднем фестивале. Следующим номером программы стала соната для скрипки и виолончели "Радуйся!" Софии Губайдулиной. Одно из самых серьезных произведений вечера, задуманное Губайдулиной как инструментальная месса, состояло из пяти частей - Kyrie, Gloria, Credo, Agnus Dei и Gratias. Философская направленность сонаты определялась еще и тем, что все части имели названия, представляющие собой цитаты из текстов четырех Евангелий. Главная идея сонаты "Радуйся" - величие и значимость неземной радости - была воплощена в звучании предельно высоких флажолетов, которые извлекал из скрипки Роман Минц. Противопоставление этого воздушного звучания бархатному тембру виолончели, на которой играла Татьяна Васильева, было подчеркнуто в нечетных частях сонаты, тогда как в четных тембры двух инструментов дополняли друг друга.
Второе отделение открылось сонатой для двух гобоев и баса континуо "Апофеоз Корелли" Франсуа Куперена. Программное произведение, по духу и музыкальному языку напоминающее светскую пастораль, стало контрастом к идущей следом фортепианной пьесе "Остров радости" Клода Дебюсси. Бурные пассажи "Острова радости" в свою очередь были противопоставлены сочинению "В горах Хэнтея" монгольского композитора Д.Дамдин-Сурэна в аранжировке Димитру Романеску. Своеобразная композиция, написанная в традициях соцреализма, своей простоватой музыкой вызвала в зале не только улыбки, но даже смех, что, впрочем, не помешало публике по окончании произведения разразиться криками "браво".
Существенная часть вечера была отведена любовным романсам. В соответствии с тематикой концерта, известные lieder Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса пелись только о счастливой любви. Песни немецких композиторов прозвучали в обработке для камерного ансамбля. Их представили певцы Хорового театра Бориса Певзнера.
В заключение вечера Яков Кацнельсон исполнил последнюю часть кантаты И.С.Баха "Herz und Mund und Tat und Leben" под названием "Jesu, meine Freude" ("Иисус, моя радость"). Умиротворяющая музыка Баха в транскрипции английской пианистки Майры Хесс произвела такое глубокое впечатление на слушателей, что они долго не отпускали музыканта со сцены и бурными аплодисментами требовали продолжения.
Наталья Светлакова, InterMedia

Последние новости