"ТЕРЕМ-КВАРТЕТ" - "РУССКИЕ СТРАДАНИЯ"
Тезис о том, что искусство принадлежит народу, народу не чужд. Иные трактуют его так, мол, интернациональное искусство принадлежит русскому народу, и потому, чтобы воспринимать прекрасное, доброе и вечное адекватно, пользуют его в адаптированном виде. Не можешь читать Шекспира в подлиннике? Вот конгениальная версия Пастернака. Не можешь разобрать, в чем там подоплека у Бизе, когда дяденька в белой шелковой рубахе закалывает на сцене тетеньку с красной гвоздикой в черных волосах? Слушай оперу в переводе. Впрочем, теперь запретили: "совок", моветон, должно быть на языке оригинала и т.д. А может, и зря.
Приведение шедевров классики в соответствие с интересами славянофилов породило национальный вариант упрощенного кроссовера, частный случай которого представляет собой "Терем-квартет". Идея любопытная, хотя и страдает известной узостью - интерес к такой музыке большей частью локальный. Ибо не всякий немец, услышав "поруганного" балалайкой и баяном Баха, умилится этакой экзотике. Но совершенно точно колоссальное удовольствие получит тот славянин, кто хорошо знаком с классическим (опять же интернациональным) наследием, ибо использование и обработка цитируемого музыкального материала у "Терема" - высочайшего класса ювелирная работа, яйцо Фаберже. Достойная Версаля пересадка на почву средней полосы южных пальм и европейских пирамидальных тополей.
Приведение шедевров классики к славянскому знаменателю (образуемое не только при помощи русских народных тембров - домры, баяна, балалайки, - но также гетерофонии и фольклорных жанров), участники "Терем-квартета" подогнали под Достоевского: "Русскому страдальцу необходимо именно всемирное счастье, чтоб успокоиться: дешевле он не примирится". И действительно, концентрируясь на процессе страдания от того, что не каждый гражданин мира счастлив ныне, главное - сохранить единство настроения. (Наш человек - человек настроения.) Потому так легко и ненавязчиво вписываются в одну композицию и знаменитый органный опус Баха, и облириченные фрагменты "Валенок" или песни "На тот большак" ("Русские страдания по токкате и фуге ре минор И.С.Баха"). Под другое настроение идеально вплетаются "Happy Birthday" в виде протяжного наигрыша, и вальс Шопена, и до боли известное танго, тут же - "Из-за острова на стрежень" и "Ах, мой милый Августин" ("История одного дня рождения"). Убедительно, кроме того - с юмором. Знаем, попурри у "Терем-квартета" - жанр, поднятый на недосягаемую высоту. Один из шедевров диска - "Песня с Востока" - просто супер-бис: сквозь псевдокитайские мотивы прорезается знакомая мелодия Песни Индийского гостя из оперы "Садко" Римского-Корсакова, далее в фактуру вплетается и "Старый замок" из "Картинок с выставки" Мусоргского. А поначалу ни за что не догадаешься, что будет впереди.
Пока фантазия "Терема" будет столь же острой, чтобы убедительно скрещивать "Шутку" Баха с Полькой Чайковского, латинскими ритмами, Адажио Альбинони и Гимном СССР ("Шуткабаха") или чтобы в песню "Маленький принц" инкрустировать вступление к "Китежу" Римского-Корсакова, "Осеннюю песнь" Чайковского и "Элегию" Рахманинова и все это подавать как джаз (!), - их ждет неизменный интерес. Преимущественно образованных славян.
Татьяна Давыдова, InterMedia