"КАСТА" - "ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ В ГРЕЦИИ"
Дейл Карнеги советовал: "Прежде чем ругать - похвали!". Даже в самом неудавшемся творении можно при желании найти нечто привлекательное. Вот, например, в новом альбоме группы "Каста" (точнее - сольном творении ее участника Влади) несказанно радует качество бумаги, из которой сделан вкладыш, впечатляют вежливость и явная воспитанность отечественных рэпперов (все благодарности есть не только на том же вкладыше, но и собраны в отдельный трек - последний). Заслуживают поощрения и "звуковые сноски" (хотя никакие они не звуковые, а обычные - текстовые, но все равно приятно). Из оных сносок любознательный слушатель узнает, что фраза "Ты должна остаться" - это обращение к бумажке с текстом, висящей перед микрофоном. Ну что ж, хорошего в новом творении молодого человека по имени Влади немало. Не совсем понятно, почему проект считается сольным, поскольку вся секта... э-э, пардон, каста в нем приняла непосредственное участие, ну да это дело сугубо лично-творческое.
По привычке оценивать прежде всего музыкальную составляющую автор этих строк, вдосталь насладившись созерцанием обложки, приступил к анализу музыки. Путем опытного прослушивания выяснилось, что "кастовый" рэп к музыке отношение имеет отдаленное, хотя ее авторство зафиксировано на той же обложке черным по голубому. Впрочем, говорят, что рэп принято читать, следовательно, обратим уши к текстам.
Итак, перед нами картина внутреннего и внешнего мира Влади. Микрокосм вмещает: а) философскую рефлексию, достойную принца Гамлета ("...сколоты плиты/для воды сосуды разбиты/ягоды ядовиты/маршруты смыты/и мы с толку сбиты" - "Что нам делать в Греции"); б) лирический поток сознания ("Ревность"); в) сдержанный патриотический пафос - прославление славного города Ростова-на-Дону ("Юго-восточная Европа"); г) размышления о вечном и внутренние терзания ("Горячее время ставит свою пробу/Тиран в каждом из нас строит себе дорогу" - "Горячее время"), жизнь в виртуальной реальности ("Дубликатор").
Макрокосм Влади также всеяден. В нем есть: а) описание современного состояния рэп-культуры ("Ушла пора детского рэпа/Группы стали фильтровать базар, не рифмуют слепо") и своей в ней роли ("Мы родом с улицы, мы крепкие засранцы" - "Ты должна остаться"); б) впечатления о Москве ("Интересное место" из цикла "Краеведы"); в) момент пиара: славная история "Касты" ("Как создавался стиль") и пропаганда ее творчества ("Наши люди-2"), а также г) милые "моменты из жизни": успешный творческий процесс ("Чисто в стиле нашей"), безуспешный творческий процесс ("25 июля"), бытовая интерлюдия ("В.К.Пыжикова").
Все это богатство изложено в 18 треках, безусловно, с использованием ненормативной лексики и нестандартных рифм вроде "нужно - оружие" ("Сказал, что он умрет, если нужно/Но не из-за чьей-то ревности, и убрал оружие"), "геройски - хоть с кем" ("В грядущем наступлении он воевал геройски/Девица же в тот вечер танцевала хоть с кем"). Квинтэссенцией диска, после долгих раздумий, была признана песня "25 июля". Текст ее таков: "25 июля. И хули?". Наш ответ-резюме: "Альбом отгрохали дай Боже. И что же? А то, что слушать "Касту" - это прямо в сугроб, склеив ласты". На фига такие мне свершения? Мне с их взрослым рэпом не по пути (вздохнула с облегчением).
Елена Чишковская, InterMedia