СОЛЯРИС ПО-АМЕРИКАНСКИ
Хотя "Солярис" Тарковского произвел неизгладимое впечатление на режиссера Содерберга и продюсера Кэмерона и, в некотором роде сподвиг на эту работу, перед нами не римейк, а самостоятельная экранизация романа Лема. Фильм Тарковского в свое время вызвал бурю дискуссий на предмет сходства-различия с книгой. Что будет с новым фильмом - покажет время. Пока очевидно лишь то, что воспринимать картину Содерберга отдельно от книги и от Тарковского невозможно, хотя и прилагаешь титанические к тому усилия. Причем сам режиссер и приходит на помощь, изменив имена героев: Хари получает имя Рея, Снаут становится Сноу, а Сарториус и вовсе доктором Гордон, афроамериканкой женского пола. Теми же остаются лишь имена Криса Кельвина и Гибаряна, с послания которого все и начинается. Зато Крис оказался психоаналитиком, а состав экспедиции на Солярис по-американски политкорректен: темнокожая женщина-ученый (Гордон) и потенциальный клиент Кельвина (Сноу). Сноу предстает перед зрителем в виде хиппующего неврастеника. На смену интеллигентному рефлексирующему герою Ярвета пришел нервный молодой человек с вечной жвачкой во рту и начинающий каждую фразу с "Yeah:".
Крис (Джордж Клуни) очень хорош в предлагаемых обстоятельствах: преуспевающий американец с душевной травмой, пытающийся справиться с напастями судьбы (инопланетного монстра, загробного мира, собственной женой, далее до бесконечности). Он сентиментален и силен, серьезен и достаточно обычен - вероятно, за счет флешбэков о счастливой жизни с женой. Крис приехал на Солярис решать чужие проблемы, а попадает в ловушку и начинает решать свои. В конечном итоге он как раз их и решит, а загадка Соляриса повиснет в воздухе. Хари-Рея очень земная. Наталья Бондарчук в этой роли достаточно эфемерна - полусон-полуявь. Героиня ее тезки Наташи МакЭлоун, напротив, очень реальна. Вероятно, это потому, что в фильме, в отличие от книги и первой экранизации, подробно рассказана история отношений Криса и Реи, их знакомства на вечеринке, влюбленности и ссоры, приведшей к суициду. Пропадает загадка. Содерберг признается, что, в сущности, его фильм - о любви, о взаимотношении двух людей, об их ошибках и возможности их исправления, возможности выбора. Тогда как у Лема это взаимоотношения человека и природы, а у Тарковского - человека с самим собой.
Океан - мозг планеты Солярис, нечто одушевленное и мыслящее. У Лема - это вообще главный герой, показатель возможности существования человека и Вселенной и вмешательства человека в глобальные процессы. У Тарковского Океан - инструмент, манипулирующий сознанием, вспомогательный иллюстративный элемент. У Содерберга Океан вообще не упоминается, есть просто планета Солярис, рядом с которой существует станция и которая вызывает Гостей. Солярис периодически вплывает в кадр - очень красивый фиолетовый сгусток, пульсирующий и переливающийся. Интересно, что в клинической психологии фиолетовый цвет так или иначе ассоциируется с шизоидностью. В этом смысле встреча Соляриса и Криса явно неслучайна... В финале у Содерберга герой то ли умер и воссоединился с любимой, то ли не умер, но все равно воссоединился. В любом случае помог ему в этом Солярис - живой фиолетовый оппонент, непонятно почему вызвавшийся напоминать прошлое и встревать в будущее. Кто победитель этой битвы?..
Художественной задачей Тарковского (так и не выполненной, по его собственным словам) было уйти от научной фантастики. Содерберг определяет свой фильм как научно-фантастический, хотя внутреннему психологизму по-прежнему уделяется больше внимания, чем собственно "сверъестественной" составляющей. Однако интрига, в общем, лежит на поверхности, интерес представляет скорее ее трактовка режиссером. А она получилась на редкость американской - даже поцелуя в финале избежать не удалось.
Юлия Конторова, InterMedia