ФРАНЦУЗСКИЙ ХОРЕОГРАФ ПРИЕХАЛ В РОССИЮ ЗА ДВАДЦАТИЛЕТНЕЙ МЕЧТОЙ
Как выяснилось, для г-на Обадиа, художественного руководителя Национального центра современной хореографии в Анже (Франция), работа с группой современного танца Русского камерного балета "Москва" станет вторым профессиональным знакомством с Россией. В 1994 году он показал на сцене театра им. Моссовета спектакль "Welcome to Paradise", в котором танцевал он сам и его партнерша по руководству хореографическим центром в Анже Жоэль Бувье. В то же время Режис познакомился в Москве со многими российскими танцовщиками, которые впоследствии приезжали во Францию, чтобы принять участие в его новых постановках. Многие из них так и остались работать во Франции. Хореограф признался, что русское искусство волнует его гораздо более, нежели какое-либо другое. Он знает и высоко ценит творчество Эйзенштейна, Тарковского, Стравинского, Достоевского. В 1997 году он познакомился с русской женщиной, Елизаветой Вергасовой, которая впоследствии стала его женой и помощницей в делах Центра современной хореографии. В конце 90-х годов Обадиа любил приезжать в Москву отдыхать, и недавно в ЦДРИ и Голубой гостиной ВТО состоялись его творческие вечера, на последнем из которых он и познакомился с руководителем балета "Москва" Николаем Басиным. По приглашению последнего посетив студию балета "Москва" и посмотрев, как работают артисты, Обадиа выразил желание сделать спектакль с ними и воплотить свою "двадцатилетнюю мечту" - поставить балет Стравинского "Весна священная". Работу над спектаклем, репетиции которого начались 10 февраля, хореограф называет "приключением, авантюрой", а нынешнюю творческую жизнь - "концентрированным временем". Примечательно, что этот балет г-н Обадиа раньше не ставил ни в одной из антреприз, в которых работал, т.е. будет создавать "свою мечту" на родине автора музыки.
Как и прежние спектакли Русского камерного балета "Москва", осуществленные с иностранными хореографами (первым был китаец Вань Су, вторым - голландец Пол Селвин Нортон, создавший спектакль "Взлом", получивший "Золотую маску" в номинации "лучший артист балета"), "Весна священная" Обадиа станет постоянным в репертуаре труппы.
Сюжет балета будет переосмыслен хореографом в современном ключе - вместо картин языческой Руси пред глазами зрителя предстанет "постурбанистическое обнаженное пространство" с соответствующими декорациями - черный песок, металлическая изогнутая стена и т.д. "Это то, что осталось от цивилизации, эстетика как бы после "Сталкера" Тарковского", - пояснил хореограф. "Я всю жизнь работал с телом, с энергией, страстью, неистовством, и всегда в моих работах присутствовала какая-то сцена, которая могла бы быть названа жертвоприношением (первоначально балет "Весна священная" назывался "Великая жертва". - Прим. ред.). Так что можно сказать, что я работал над этим балетом в течение всей жизни", - добавил он.
В качестве музыкальной основы спектакля Режис выбрал исполнение Симфонического оркестра Кливленда под управлением Пьера Булеза, записанное в 1947 году. "Эта версия более жесткая и точная, в ней - огромная сила. И я считаю ее одной из лучших", - сказал Обадиа.
Премьера балета "Весна священная" состоится на сцене Российского академического Молодежного театра 17 марта.
Татьяна Давыдова, InterMedia