"NOTRE DAME DE PARIS"-2: ВЕРСИЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
Спектакль мыслился руководством Большого как продолжение линии современных постановок в Большом. После "Пиковой дамы" и "Пассакалии" был избран один из самых звездных балетов Ролана Пети, рассчитанный на лучших танцовщиков труппы. Однако случилось то, что уже обеспечило фиаско многим недавним премьерам Большого: в поиске новых форм и решений не были учтены, казалось бы, очевидные вещи, не замедлившие заявить о себе на премьере.
Во-первых, выбор спектакля, которому уже 38 лет, с установкой на современность увязывается плохо, но даже к тому, что было современным танцем в середине прошлого столетия, балет ГАБТа оказался во многом не готов. Довольно сложная, особенно в постановке массовых сцен, хореография Ролана Пети изобиловала выразительными движениями и жестами, в выполнении которых важна резкость, отчетливость и полнейшая синхронность. При том, что многие из этих движений уже давно стали частью разминки для любителей аэробики, кордебалет Большого, видимо, столкнулся с ними впервые, а возможно, просто не смог перестроиться с классических па на гимнастический танец. Во-вторых, музыка Мориса Жарра, в отличие от ставшей классикой хореографии, в список лучших сочинений ХХ столетия явно не вошла: то, что, возможно, было новым словом в музыке середины 60-х, сегодня слушается тяжело: прекрасно выстроенная музыкальная драматургия, в том числе тембровая (тема Фролло - орган, Квазимодо - контрафагот, Эсмеральда - флейта и арфа), к сожалению, не может заменить ярких запоминающихся мелодий. Их в музыке балета просто нет, что невольно заставляет многих слушателей с ностальгией вспоминать напичканный сладостными песенками мюзикл-тезку. Таким образом, ни труппа, ни оркестр по-настоящему блеснуть в постановке не могли в силу объективных причин: балет - потому что оказался не готов к массовым сценам с современной хореографией, оркестр - потому что музыка к тому не располагала (отличились только солисты, на долю коих выпали достаточно сложные лейтмотивы).
Спектакль спасли интересная и необычная для Большого сценография (с использованием двухуровневой сцены), костюмы (от Ива Сен-Лорана) и, безусловно, солисты. Квазимодо в исполнении Дмитрия Белоголовцева получился, пожалуй, излишне мягким. Танцовщик не продемонстрировал рельефности и знаменитой "гротескности", заложенной в роль хореографом, заменив ее типично русской "красотой души", выразившейся в плавности и какой-то трогательной исступленности всех движений. Александр Волчков, для которого роль Феба стала дебютом, показал себя в выигрышном свете: молодой танцовщик удачно исполнил наиболее классическую партию балета, выполнив главную задачу - заявить о себе миру. Самым убедительным персонажем балета оказался Клод Фролло в исполнении Яна Годовского: он сумел мастерски воплотить заложенный в партии внутренний драматический конфликт, став, по сути, центральной фигурой балета.
Елена Чишковская, InterMedia