ДМИТРИЙ ЧЕРНЯКОВ ОТКРЫЛ ЭРУ "ДРУГОГО" БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Премьера оперы "Похождения повесы" Игоря Стравинского состоялась на Новой сцене Большого театра 20 февраля. Режиссер-постановщик, художник и сценограф - Дмитрий Черняков, дирижер-постановщик - Александр Титов. Главные партии исполнили Виталий Панфилов (Том Рейкуэлл), Елена Вознесенская (Энн), Сергей Москальков (Ник Шэдоу), Татьяна Горбунова (Баба Турчанка) и др.
Первая работа в Большом театре обладателя премии "Золотая маска" Дмитрия Чернякова дала Большому то, чего у него никогда не было, - полноценную современную драматургию, которой, впрочем, теперь потребуется и "другой" зритель, равнодушный к реконструкциям "костюмных" опер и нафталинным традициям. Постановка получилась "затратная" - для нее изготавливались декорации, требующие приложения технической мысли и оснащенные электроникой. Впрочем, сценография порой напоминала спектакль "Сказание о невидимом граде Китеже", поставленный Черняковым в Мариинском театре, - прежде всего сетчатой занавеской, отгораживающей всю сцену от зрительного зала и создающей впечатление, что все происходит в какой-то ирреальной дымке. В некоторых случаях закрытое (по либретто) пространство (в частности, сцена в доме Трулава) режиссер открывает - таково начало оперы: перед глазами зрителя предстает приусадебное хозяйство помещика-фермера, с кустарником, парником и даже водонапорной башней. Вообще в течение всего действа для создания нарочито театральной обстановки и атмосферы используются настоящие вещи, а не реквизит (в традиционном театре наоборот - режиссер силится искусственными средствами создать реальную историю).
Немало внимания уделяется и сюрпризам, юмору: так, Ник Шэдоу, этакий Мефистофель, сбивший доверчивого юношу с пути истинного и увлекший его на стезю жесточайшего разврата, появляется, как и положено персонажу из "темных сил", внезапно и в неурочный час. Но вылезает он не из небытия, а со дна дубовой бочки, в которой в тот момент моется главный герой. Многое в спектакле отвечает современной культуре: вторая картина проходит в ночном заведении адекватного дизайна, в котором собираются всевозможные путаны, одежды которых указывают на их "специализацию" (садо-мазо и т.д.). Четвертая картина гениально решена постановщиком как ток-шоу - так, что диалог мажора-Тома и телеведущего-Ника проходит при реагирующих на происходящее свидетелях. Режиссер не разбрасывается ни одной нотой партитуры Стравинского: даже вступления и оркестровые антракты не заполняют временные дыры, во время которых меняются декорации, а связаны с действием, вводя в нужный эмоциональный контекст. А ненужные уже декорации открыто убираются специальными "людьми в черном" прямо в процессе спектакля.
Не прошла постановка и мимо видео и кино. Видеоинсталляция становится частью спектакля (сцена в доме Тома и Бабы Турчанки), а кино подкидывает идеи: так, в 8-й картине перед разоренным, обросшим Томом, напоминающим героя мюзикла "Иисус Христос - суперзвезда" (с бородой, в белом хитоне и черных очках), предстают все действующие лица грандиозной "постановки", в которую несчастный главный герой до последнего верил как в реальность, что очень напомнило финал знаменитого фильма "Игра" с Майклом Дугласом в главной роли.
В целом же, несмотря на то, что оперу "Похождения повесы" (вернее, "Путь развратника") режиссер позиционировал как русскую, спектакль получился максимально интернациональным и совершенно вышел за рамки жанра "комической оперы". Переживание из-за свершившейся трагедии (главный герой умирает в сумасшедшем доме) не сгладил даже веселый эпилог, в котором ведущие действующие лица по нотам на авансцене напутствовали благодарного зрителя.
Татьяна Давыдова, InterMedia

Последние новости