СОФИЯ ГУБАЙДУЛИНА ПРЕДСТАВИТ МОСКВИЧАМ АКВАФОН
Владимир Тонха рассказал, что идея мини-фестиваля родилась в связи с необходимостью представить москвичам новое сочинение Губайдулиной "На краю пропасти": "Сочинение длится 12 минут, не ехать же в Москву только ради него, - заявил виолончелист. - Так и появилась мысль дать серию концертов". Название "Квартернион" объяснилось просто. По словам исполнителя, оно отражает "четверичную" суть всего, что будет происходить: четыре мероприятия фестиваля, четыре участника группы "Астрея", четвертитоновая система музыки обоих композиторов, четыре струны на виолончели и т.д.
Между тем знаковых событий на фестивале ожидается не четыре, а два: импровизация группы "Астрея" и мировая премьера. Виктор Суслин поведал, что группа "Астрея" не выступала в Москве с 1977 года. В концерте 27 февраля Виктор и Александр Суслины, София Губайдулина и Дживан Гаспарян исполнят две импровизации продолжительностью 20 минут каждая с использованием инструментов из фондов ГЦММК им. Глинки. "Наша группа - это не концертный коллектив, - подчеркнула София Губайдулина. - То, что мы делаем, - это просто разговор друг с другом при помощи звуков". Готовясь к "разговору", музыканты условятся лишь о времени звучания, особенностях начала и заключения, дальнейшее же развитие пойдет по законам чистой импровизации. "У нас запрещены те инструменты, на которых мы умеем играть, - полушутливо заявила импровизаторша. - Мы не стремимся к виртуозности, важнее сделать что-то по-настоящему новое".
Второе событие фестиваля - мировая премьера сочинения для двух аквафонов и семи виолончелей "На краю пропасти". Как выяснилось, пропастью для Софии Губайдулиной является "расстояние между грифом и подставкой у струнных инструментов", и вся драматургия сочинения будет заключаться в постепенном "достижении высокого регистра" у первой виолончели. Что касается аквафона, то исполнители любезно согласились продемонстрировать журналистам сей неведомый для России инструмент. Им оказался небольшой металлический сосуд кувшинообразной формы, заполненный водой, с рядом размещенных вокруг него металлических стержней. Играть на нем можно палочками, руками и смычком, при этом инструмент дает фактически неограниченные возможности применения разного рода глиссандирующих флажолетов, столь любимых Софией Губайдулиной. Объяснив устройство аквафона, София Губайдулина исполнила небольшое выразительное соло.
Елена Чишковская, InterMedia