НА ОТКРЫТИИ ФЕСТИВАЛЯ "ЛИТЕРАТУРА И КИНО" ЧУТЬ НЕ ПОХОРОНИЛИ АНДЖЕЯ ВАЙДУ

Девятый фестиваль "Литература и кино" открылся в Гатчине 25 февраля. Церемония открытия была выдержана в патриотически-почвенническом духе. После кадров с родными пейзажами и титра ":откуда есть пошла русская земля" заиграл гусляр, девушки продемонстрировали современную интерпретацию национальных костюмов, некий небольшой хор спел про "храни веру православную", и на сцену вышли ведущие Аристарх Ливанов и Людмила Шевель. Гатчинский фестиваль их устами был тут же охарактеризован как "домашний, глубокий, чистый, такой высокоинтеллектуальный". Затем продолжился киноконцертный экскурс в историю Отечества, и потом пригласили к микрофону губернатора Ленинградской области - "владельца древней Старой Ладоги" (это такой городок, допетровская столица края) Валерия Сердюкова, который приветствовал собравшихся. После чего уже явился Петр Первый в исполнении незабвенного Николая Симонова на экране, Роговая капелла исполнила "Славься!" М.И.Глинки и Гимн Великому городу Рейнгольда Глиэра, и гатчинское нынешнее действо ловко получило "родословную" прямо от петровских ассамблей.
Бессменный председатель жюри Сергей Есин в своей речи сказал, в частности, что не знает, "становятся ли лучше литература и кино от того, что мы здесь их представляем". И добавил, что "времена изменились, и многие слова теперь звучат иначе. Например, слово "народ". Но вот здесь, в Гатчине, происходит то, что называется некоторое служение народу", - и зал отозвался аплодисментами. После этого состоялось оглашение имен победителей конкурса синопсисов и сценариев по литературным произведениям, который проводился впервые. Итоги огласил председатель жюри конкурса известный кинодраматург Одельша Агишев. Поблагодарив устроителей за это начинание, он напомнил, что в рамках "Оскара" присуждается награда за "лучшую адаптацию" и предложил гатчинский приз считать "Оскаром", "Никой" и "Золотым Орлом" именно в этой номинации. Г-н Агишев сообщил, что на конкурс поступило 32 сценария и шесть синопсисов; в результате в первом разделе победил сценарий Дмитрия Долинина "Призрак Александра Вольфа" (по Гайто Газданову), второе место - у сценария Ильи Рубинштейна и Юлии Дамскер "Происхождение" (по мотивам маркиза Де Сада, весьма отдаленным, надо отметить, поскольку действие перенесено в Россию ХХ века).
Лучшими синопсисами признаны "Несколько печальных дней" Льва Рошаля и "Маракандия" Александра Мадорского. Приз "Надежда" присужден Александре Шмыровой за сценарий "Тот, кто встретится со мной". Единственный из присутствовавших лауреатов, известный ленфильмовский оператор и режиссер Дмитрий Долинин, поднявшись на сцену, первым делом попросил зал почтить память Павла Лебешева. А затем благодарил свою семью - семью знаменитых петербургских филологов и литературоведов.
После первый заместитель главы Союза кинематографистов России Игорь Масленников рассказал о международной конференции "Литература и кино", которая проходила в мае прошлого года в Великобритании: собравшиеся там пришли к выводу, что "российские кинематографисты наиболее серьезно относятся к этому делу", - и это было приятно участнику конференции Игорю Федоровичу тем более, что у него "классическое филологическое образование". Господин Масленников пожелал "этой великой затее - гатчинскому фестивалю - жить вечно". В завершение церемонии на сцену вышли участники и почетные гости (наиболее знамениты актеры Татьяна Пилецкая, Михаил Светин и Герман Орлов), чтобы вместе опять-таки с русским хором пройтись в "ручейке". Аристарх Ливанов провозгласил "Всеобщее ликование!", и фестиваль начался. Был показан фильм Дмитрия Месхиева "Дневник камикадзе". Съемочная группа отсутствовала, так как ровно на этот же день была назначена премьера этого фильма в петербургском Доме кино.
На состоявшемся затем банкете вдруг пронеслась ужасная весть о смерти Анджея Вайды. Все поразились и выпили за великого польского режиссера не чокаясь. Наутро выяснилось, что кто-то в свой мобильный телефон плохо расслышал имя-фамилию киноведа Ильи Вайсфельда, действительно скончавшегося в свои 92 года: Кинематографический люд скорбел об одном, но уже и радовался за другого, который, по примете, теперь будет жить долго.

Последние новости