КАМИКАДЗЕ ВЫПОЛЗАЮТ НА ОТМЕЛЬ: И УПОЛЗАЮТ
Сначала предполагалось, что смотреть это кино я буду вместе с редактором. Поэтому шла со спокойной душой - ежели не пойму чего, тут же объяснят и акценты расставят в нужных местах. Ан нет, в результате смотрела одна - и через 15 минут почувствовала себя полной дурой, не понимающей, что же такое происходит. Потом решила, что редактор тоже бы не понял, и успокоилась.
На поверку сюжет фильма незамысловат. Некий успешный драматург (Сергей Шакуров) влезает в долги, а затем оказывается застреленным на пару с кредитором. Друг детства (Николай Чиндяйкин) начинает любительское расследование, общается со многочисленными дамами сердца убитого, потом выкупает дневник, где подробнейшим образом описаны будущие убийства, с маниакально-психоаналитическими комментариями. Назван и виновник, он же жертва. Вот, собственно, и все. На деле же... Помните старый анекдот с ключевой фразой "Дружок, хочешь, я расскажу тебе сказку?" Глядя "Дневник камикадзе", легко почувствовать себя на месте того самого дружка. К середине фильма уже очень хочется узнать, в чем же заключается сюжет, почему убитый главный герой - камикадзе, и где же, в конце концов, его дневник. Аллегория, что ли? Анекдот тот подчеркивает еще один момент: кадры-повторы - фишка фильма. Например, героиня Розановой четыре раза входит и произносит одну и ту же фразу (или это разные дубли вошли, чтоб добро не пропадало?). Первый час идет сплошная форма без особого содержания, в оставшееся же время, наоборот, начинается бурное содержание, а форме уделяется гораздо меньшее внимание. Собственно детективно-психологическая интрига начинается ближе к концу, когда сквозь дебри этой самой формы мы добираемся до завязки-развязки. И про дневник нам наконец объясняют, и про камикадзе. Забавно.
К плюсам картины, безусловно, можно отнести очень крепкий актерский состав: мужественный и трагичный Шакуров, загадочный Чиндяйкин (традиционно в роли донкихотствующего представителя неясной профессии), неестественно-манерная Добровольская и обольстительная Толстоганова. Лучшее же, что есть в фильме - это полублаженный Витек, блистательно сыгранный Юрием Кузнецовым.
Полкартины возникает стойкое ощущение искусственности - сознательно, видимо, вызываемое режиссером. Просто набор странных людей и постоянные флэшбэки в юность главных героев, туда, где белые парусиновые штаны, городская шпана и влюбленная девочка. А потом обратно - в мир баксов, пистолетов и цинизма. В финале же - один, но главный поворот, практически сводящий на нет и парусиновые штаны, и баксы. Только кровь - родная и красная, цинизм и пустота.
Юлия Конторова, InterMedia