ИТОГИ XXV ММКФ: ПОБЕДИЛ 'БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ'

Торжественная церемония закрытия XXV Московского международного кинофестиваля состоялась в кинотеатре 'Пушкинский' 29 июня.
По звездной дорожке вновь прошли известные деятели кинематографа и шоу-бизнеса, которые здоровались за руку не только с президентом ММКФ Никитой Михалковым, но и с оккупировавшими подходы к 'Пушкинскому' зрителями. Церемония награждения, по уже сложившейся традиции, прошла очень быстро. Единственным, надо полагать, внепрограммным моментом стало неожиданное исполнение объявлявшей победителей Ольги Будиной песенки - между одной номинацией и другой. Приз за лучшее исполнение женской роли получила актриса Синобу Оотакэ за роль в японском фильме 'Сова', награда за лучшую мужскую роль досталась Фарамаз Гарибян, исполнителю одной из главных ролей в иранской картине 'Танцуя в пыли'. Приз за лучшую режиссерскую работу получил Чан Чжун Хван за свой полнометражный дебют - ленту 'Спасти зеленую планету'. Специального приза жюри удостоилась картина молодых российских режиссеров Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова 'Коктебель'. Этот приз вручала член жюри, выдающийся режиссер Агнешка Холланд, которая, помимо самого 'святого Георгия', подарила обоим победителям ножницы на цепочке из ракушек, прозрачно намекнув тем самым на некоторые, не всегда оправданные, с ее точки зрения, длинноты в фильме.
Второй спецприз - 'За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С.Станиславского' - получила французская актриса, почетный гость фестиваля Фанни Ардан, которая представила в Москве свою новую картину 'Каллас навсегда' (режиссер - Франко Дзеффирелли). Эта лента и закрыла ММКФ после официальной части. Приз вручали министр культуры РФ Михаил Швыдкой и режиссер Владимир Наумов. Наконец, главный приз ММКФ - золотой Святой Георгий - за лучший фильм достался испано-итальянской ленте 'Божественный огонь' (режиссер - Мигель Эрмосо), предлагающей свою версию жизни и смерти великого испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки.
Результаты XXV ММКФ оказались вполне закономерными и не стали сенсацией. Поэтичный и красивый 'Божественный огонь' был безусловным фаворитом фестиваля с самого первого показа, признание его лучшим фильмом ожидалось и зрителями, и журналистами. Правда, по рейтингу известных российских кинокритиков, мнение которых публиковала фестивальная газета 'Манеж', эта картина оказалась лишь на 6-м месте, видимо, в силу того, что 'Божественный огонь' - лента очень крепкая и высокопрофессиональная, но сделанная довольно традиционно. Тем не менее, именно она получила, помимо главного, еще и приз зрительских симпатий, а также специальный приз журнала Vogue 'За лучшее стилевое решение (костюмы, грим, декорации)'. Бронзовая статуэтка буревестника была вручена вчера, 28 июня, на закрытом ужине в клубе 'Ваниль'.
Основных претенденток на лучшую женскую роль, по сложившемуся 'в кулуарах' мнению кинокритиков и журналистов, было две - Синобу Оотакэ, сочетающая в своей игре традиционную для Японии театральность и тонкий психологизм роли, и Сари Мяллинен, блестяще исполнившая роль уволенной и бунтующей уборщицы в финской ленте 'Эйла'. В результате награда досталась японской актрисе и стала единственной премией у фильма 'Сова' - картины, находившейся на первых местах в рейтинге критиков. Еще один фаворит фестиваля - 'Скагеррак' режиссера Серена Крагх-Якобсена - не получил ни одного из основных призов, зато удостоился сразу нескольких 'общественных' наград - главного приза жюри ФИПРЕССИ, приза делегации киноклубов и награды 'За неожиданное сочетание элитарного и массового искусства', присуждаемой жюри российской кинокритики.
Два из трех российских фильмов, участвующих в конкурсе, - 'Прогулка' Алексея Учителя и 'Петербург' Ирины Евтеевой - остались без основных наград (фильма 'Прогулка', правда, удостоился спецприза делегации киноклубов), зато третий - фильм режиссеров-дебютантов Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова - получил спецприз жюри ММКФ, а также ряд других наград - особое упоминание жюри ФИПРЕССИ и приз за дебют жюри российской кинокритики. Молодые режиссеры Попогребский и Хлебников сразу оказались в центре внимания прессы и не успевали отвечать на шквал вопросов. Они уже в который раз рассказали журналистам об истории создания фильма, о выборе актеров ('нам показалось, что 'незаезженные' лица будут восприниматься более достоверно'), о своем многолетнем творческом союзе и планах, о которых пока ничего точно не известно. В интервью корреспонденту InterMedia режиссеры сказали, такой успех картины их ошеломляет и только, может быть, где-то в глубине сознания они его ожидали. Им приятно признание фильма, но такое внимание к личности авторов вызывает у них небольшое чувство растерянности. Кроме того, режиссеры добавили, что не согласны с негласным упреком Агнешки Холланд в излишней затянутости ленты, и сказали, что сделали фильм именно таким, каким они его задумали и хотели увидеть. Сама же пани Агнешка в интервью корреспонденту InterMedia сказала, что вручение ножниц носило скорее шуточный характер, однако ей кажется, что если бы фильм был на 15 минут короче, он бы был крепче. 'Впрочем, - добавила Холланд, - я сказала им об этом, потому что они молодые мальчики. Я бы не дала этот 'приз', если бы это были режиссеры, сделавшие 5-10 картин'. О работе жюри в целом Агнешка Холланд добавила, что собрались очень разные люди, у каждого из которых четкий вкус, и никогда не бывает, чтобы всем все нравилось одинаково. Работа жюри - это всегда компромисс, при котором все исходят, в первую очередь, из взаимного уважения.

Последние новости