НЕ БЫВАЕТ АТЕИСТОВ В ОКОПАХ ПОД ОГНЕМ
Во время Первой мировой войны уцелевшая часть британской роты в количестве девяти человек долго блуждает в тумане, а после находит убежище в одной из немецких траншей. В скором будущем солдатам придется убедиться в том, что главная опасность исходит вовсе не от неприятеля. Необъяснимое зло калечит, сводит с ума и отправляет на тот свет с несколько большей виртуозностью, нежели принято на войне между противниками. Клубится призрачный туман, покойники открывают глаза, а ожившая колючая проволока вонзается в сонную артерию.
Этот безупречно сделанный фильм, безусловно, относится к лучшим картинам кинофестиваля. Остается только пожалеть о том, что российские прокатчики обошли эту ленту стороной. Никто и никогда еще не снимал солдат в окопах столь красиво. В первую очередь радует подлинная красота настоящего кино, а не голливудская глянцевая поделка в стиле 'Спасти рядового Райана'. Психологическая драма, разбавленная элементами хоррора, где ужас выступает скорее провокатором проявлений истинного человеческого нутра, а не основополагающим действом, становится фирменным знаком современного европейского триллера. Достаточно вспомнить драматизм финальных сцен не так давно прошедшего в российском прокате английского хоррора 'Псы-воины'. Создатели фильма 'Глядя смерти в лицо', исследуя психологию человека в совершенно замкнутом, мистическом экстриме, идут еще дальше. Неважно, что движет ситуацией - массовый психоз или отдельная истерика субъекта. Неважно и то, что скрывается за неведомым окопным полтергейстом. Ужас войны и твой собственный внутренний кошмар соединяются в безжалостный, неконтролируемый страх, отягощенный вселенским, беспощадным чувством вины. 'Я давно уже мертв, просто еще не осознал этого', - говорит один из персонажей картины. Смерть конечна, как никогда. Словно небесная кара для каждого, кто волей случая окажется в этом гибельном месте. Все остальное просто за гранью. За гранью ужаса, войны и тумана.
Анастасия Белокурова, InterMedia