"МАГИЯ ПОЛЬСКОГО КИНО" ПРОШЛА В ШЕКСПИРОВСКОМ ДУХЕ
Фестиваль "Магия польского кинематографа. Прославленные и неведомые шедевры" завершился в петербургском кинотеатре "Родина" 28 июля. Было показано 19 фильмов, безусловно, относящихся к "первому ряду" произведений киноискусства этой страны, которая навсегда обосновалась на кинокарте мира. Лишь одно сожаление можно высказать в связи с этой акцией: часть картин шла в видеоварианте, абсолютно не пригодном для демонстрации на большом экране. Но даже это не отпугнуло публику, которая десять вечеров предпочитала польское кино всему остальному и в страшную жару обеспечила практически абсолютную заполненность зала. Акция завершилась разговором в формате "круглого стола"; в ней участвовали, среди прочих, два питерских кинорежиссера - Олег Ковалов и Александр Баширов. Инициатор и основной организатор всей акции, консул по культуре Польши в Петербурге пан Иероним Граля, относительно отсутствия части кинокопий сказал, что это был "гамлетовский вопрос: показывать в таком варианте или не показывать вообще?" - в любом случае недовольства было не избежать. Уроки будут учтены, что важно, поскольку аналогичные показы продолжатся в форме персональных ретроспектив: грядущей осенью обещана ретроспектива Ежи Кавалеровича, который даже хочет лично ее представить. О конкретных проблемах польско-российского и российско-польского обмена фильмами говорил пан Анджей Голеневский, директор информационного агентства "Польский фильм" - организации, которая призвана пропагандировать кинематограф своей страны за ее рубежами, но пропагандировать именно как товар. Выяснилось, что производители фильмов нацелены на западных дистрибьюторов, в то время как основной рынок для польских картин находится именно на Востоке, в славянских странах прежде всего. Аналогичная ситуация с российским кино, которое сейчас совершенно потеряно для Центральной и Восточной Европы. Рынки сложились стихийно, при этом, например, украинские дистрибьюторы закупают фильмы в Москве, а польские - в США. Существенную роль играют и понятные опасения, касающиеся отсутствия контроля над рынком на всем постсоветском пространстве. Однако иного не дано - в ситуации американского кинодиктата выжить можно, только ориентируясь на "близких соседей".
Ольга Шервуд, InterMedia