'ВРЕМЯ 'ДДТ'
Четырехсерийная 208-минутная история группы 'ДДТ' (автор сценария - Дмитрий Грачев, режиссер-постановщик - Василий Бледнов, оператор - Сергей Бледнов) готовилась еще для телеканала ТВ-6, когда на него с НТВ ушел 'уникальный журналистский коллектив'. Пока братья Бледновы тщательно и скрупулезно подбирали кадры и записывали многочисленные интервью с участниками и знакомцами 'ДДТ', канал от эфира отключили. Тем не менее авторы продолжили работу над фильмом и дождались-таки появления нового телеканала ТВС. Прежде чем тот повторил участь предшественника, 'Время 'ДДТ' успели показать дважды. Большим телесобытием документальный фильм не стал: все-таки эфир с его неизбежными рекламными вставками, во время которых рука зрителя так и тянется к пульту, - не лучший способ оценить профессионализм создателей картины. Идеален для просмотра именно формат видео: во-первых, кассета вряд ли попадет в руки тем, кого история 'ДДТ' заведомо не интересует; во-вторых, без назойливой рекламы бледновское повествование местами кажется даже захватывающим.
Главное достоинство 'Времени 'ДДТ' заключается в том, что авторы использовали именно те телевизионные средства, которые были здесь наиболее уместны. Опрошены десятки людей, вершивших историю группы или ставших ее свидетелями, - воспоминания каждого ценны деталями и акцентами, которые зачастую разнятся с версией самого Юрия Шевчука, также звучащей в картине. Вехи двадцатилетней биографии 'ДДТ' удачно проиллюстрированы фрагментами концертных выступлений разных лет. Сценаристы не повторили ошибки Николая Харитонова, несколько лет назад издавшего книгу 'Империя ДДТ'. Автор так увлекся описанием родословной Юрия Юлиановича, жизни его родителей и юношеских лет будущего лидера 'ДДТ', что собственно история коллектива получилась несколько смазанной. 'Время 'ДДТ' уделяет равное внимание всем основным периодам - Уфа, пробы пера и гонения властей; Питер, выход из подвалов на огромные стадионы; 'похмелье', конец перестройки и группа, заблудившаяся среди фонограммщиков; наше время, превращение 'ДДТ' в мощную и влиятельную музыкальную структуру. Не углубляясь в дебри и не зацикливаясь на частностях, 'Время 'ДДТ' выступает в роли ненавязчивого учебного пособия по истории группы Юрия Шевчука: извольте получить базовые знания, а если желаете более глубокого погружения - занимайтесь факультативно.
События биографии 'ДДТ' в фильме тесно увязаны с фактами (и кадрами) из истории страны. Абсолютно верный ход! Если музыка других современников 'ДДТ' ('Наутилуса', 'Алисы', да хотя бы и Depeche Mode) может ассоциироваться у повзрослевших слушателей с какими-то личными воспоминаниями, то в творчестве Юрия Шевчука гражданская составляющая столь весома, что не оставляет простора для сантиментов. Другими словами, нынешним 30-летним наверняка доводилось целоваться под 'Я хочу быть с тобой', но под 'Последнюю осень' они в лучшем случае надирались в кабаке, оплакивая обесценивание билетов МММ. 'Время 'ДДТ' - это еще и возможность оглянуться на недавнее прошлое 'Родины-уродины'. 'Время 'ДДТ' - наше с вами время, на самом деле.
Алексей Мажаев, InterMedia