СБОРНИК "КРЫЛЬЯ"
Упоминаний о взрывах на Тушинском аэродроме на диске нет. Их и не могло быть, потому что сборник вышел в преддверии фестиваля, когда предположить, что случится во время музыкально-пивного шоу, мог только самый отъявленный пессимист. Поэтому претензии к издателям диска, высказанные в одной из рецензий, абсолютно беспочвенны. Сборник 'Крылья-2003' - саундтрек к тому фестивалю, который мог бы быть, если бы не чеченские террористки-камикадзе. Составители не знали о них и не потеряли лицо, в отличие от авторов телеверсии фестиваля, вышедшей через день после кровавой тушинской субботы. Те-то уже все знали, но цинично предпочли не портить телезрителям вечер. Как можно было ни словом не обмолвиться о трагедии и полтора часа показывать счастливые пьяные лица зрителей и безмятежных героев рок-н-ролла? Как можно было не подумать о родственниках пострадавших в Тушине?
После терактов стало совершенно бессмысленно оценивать сборник 'Крылья-2003' с музыкальной точки зрения. Если бы фестиваль 5 июля прошел без эксцессов и стал просто очередным пивным праздником, пришлось бы привычно и банально хвалить треки 'Сплина', 'Морального кодекса', 'Ночных снайперов', 'Пятницы', 'Неприкасаемых' и 'Машины времени', а остальных вяло покритиковывать или удивляться наличию на альбоме не очень свежих произведений. Теперь, однако, придется говорить о другом. О том, что с опен-эйрами в нашей стране энтузиасты погорячились. Они-то мечтали о праздниках музыки на свежем воздухе, о палатках, кострах, приключениях и любви, а получали все больше пробки на дорогах, давку в электричках и за пивом и вусмерть загаженные постфестивальные поля. Они считали эти трудности временными и честно мечтали насадить в стране культуру открытых концертов. Теперь все их усилия разбиты о пояса шахидов. Взрывы в Тушине еще раз нагляднее некуда показали: страна не заслужила право на праздник, стране еще рано развлекаться. Собираясь послушать музыку и попить пива, будь готов к тому, что окажешься на войне.
Заклинания о большой сильной стране, подтянутый спортивный ВВП и виртуальный растущий ВВП - все это очень хорошо действует на электорат, поэтому наряду с бескровной версией 'Крыльев' так часто появляется на государственных телеканалах. Бесконечный рекламный ролик России прекрасно баюкает зрителей и отвлекает от тяжелых размышлений, как прожить на нищенскую зарплату и что же все-таки делать с Чечней. Но когда взрывы звучат все ближе, а смерть делается все осязаемее, становится сложнее верить в красивые слова о стабильности.
То же самое после Тушина должно произойти и с музыкой. Шоу-бизнес, рокапопс, отупляющая развлекаловка - танцуй, пока молодой, и не обращай внимания на продажных политиков и неудачливых сверстников, угодивших служить в Чечню, - надеюсь, все это в прошлом. Поколение, ориентированное на бесконечные увеселения, должно задуматься об этом сейчас. Чтобы не пришлось задумываться после двадцатого теракта на 'культурно-массовом мероприятии'.
Алексей Мажаев, InterMedia