СЕВА НОВГОРОДЦЕВ - 'SEX, DRUGS, ROCK'N'ROLL'
Новая книга неутомимого рок-н-ролльного просветителя Севы Новгородцева посвящена скандальной стороне современной музыки, о чем свидетельствует и вынесенная в заголовок любимая формула рок-журналистов. Если с сексом и наркотиками, в общем-то, все понятно, то под 'рок-н-роллом' автор подразумевает всякие музыкантские чудачества, нередко перераставшие в конфликты с органами власти. Обширный раздел 'Rock'n'roll' состоит из коротких новелл - по одной на рок-персоналию, учинившую какой-нибудь знаменитый скандал. По этому же принципу построен 'Sex', а 'Drugs' представляет собой целое исследование о взаимоотношениях человечества (рок-музыкантов в том числе) с разнообразными наркотическими средствами. Меня перед прочтением интересовали два вопроса: 1. Смогу ли я найти в книжке неизвестные факты, учитывая, что просвещаться рок-н-ролльно я активно начал довольно давно? 2. Будет ли очередная работа г-на Новгородцева хоть сколько-нибудь интересна читателям помоложе, для которых герои 60-70-х сливаются в неясную шеренгу волосатых 'старперов'?
Ответ на второй вопрос будет утвердительным лишь с натяжкой. Старомодная верность седого, но длинноволосого Севы Новгородцева рок-н-ролльным идеалам, всем этим джаггерам и клэптонам, юному поколению может показаться смехотворной. Для тинейджеров Новгородцев прежде всего странный старикан из клипа 'Других правил' (и проекта 'Стань звездой'), а феномен его 'Рок-посевов', которые сквозь глушилки слушали по Би-Би-Си советские люди, им покажется совсем уж непонятным. В новой книге Сева выступает в своем репертуаре - рассказывает о том, что знает и любит. Стиль повествования оценят разве что давние поклонники Новгородцева, но не надо забывать, что книга составлена на основе текстов его радиопрограмм, которым присущи особые, чуть спотыкающиеся интонации, создающие ощущение доверительной беседы.
Что до первого вопроса, то подбор скандальных рок-н-ролльных фактов оказался вполне предсказуемым. Из трех с половиной десятков историй неизвестными для меня оказались, может быть, две, да и те случились с музыкантами, ныне прочно забытыми. А вот раздел о наркотиках читается на одном дыхании - Сева Новгородцев проследил процесс зарождения в мире наркотрадиций, изящно иллюстрировав свои изыскания примерами из жизни рок-музыкантов. 'Секс' же, наверно, заслуживал более глубокого и подробного рассказа. Однако и отведенных под него 30 страниц хватило и на десятки раз описанную Севой 'встречу красноперок' из 'репертуара' Led Zeppelin, и на педофильский конфуз Гари Глиттера, и на коллекцию слепков с эрегированных членов рок-звезд 60-х. С фотографиями.
Алексей Мажаев, InterMedia