ЗАХАР МАЙ И 'ШИВА' - 'ЧЕРНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ'
Не возьму на себя ответственность утверждать, что это хороший альбом, но то, что он важный - сомнению не подлежит. Ценность творчества Захара Мая в том, что артист ни на йоту не пытается подстроиться под форматные или прочие требования, как делают сотни его коллег. Напротив, он предлагает слушателю собственную - загроможденную деталями, но явно выстраданную и выстроенную - систему взглядов. Остается только сделать выбор - есть у тебя время и моральные силы разбираться в текстах, где нет случайных слов, и принимать экспрессивную манеру исполнения, или ты по-быстрому ужаснешься матерно-наркотическим образам и никогда уже не включишь песню Захара Мая. Если ты выбрал первое, то придется перейти на полулегальное положение. Семья и школа отвернутся от тебя: родственники будут требовать 'немедленно выключить эту гадость', а при виде детей ты сам будешь срочно вырубать громкость, чтоб они узнали слово 'злое...учий' не от тебя. Что поделаешь, любовь к подпольному искусству требует жертв.
Лет 15 назад Захар уехал из Харькова в США худощавым, аккуратно причесанным юношей - см. фотографии в альбоме 'Захар Май и никого другого', контраст с нынешней внешностью более чем разительный. Дела его в Америке шли на лад, о чем не даст соврать сетевая общественность. И вот Май вернулся, чтобы делать русский рок, как он его понимает. Абсолютная убежденность музыканта в том, что он знает, как означенный рок делать, внушает уважение, как и его лысый рыжебородый облик мачо. Тексты Захара перегружены подробностями и полным отсутствием комплексов: если ему нужно вставить название запрещенного вещества или нецензурное выражение - он вставит, не сомневайтесь, причем выглядеть это будет органично. (В отличие от Шнурова, который часто переигрывает с матом.) К несколько же экзальтированной манере произносить эти тексты, видимо, надо привыкнуть. В группе 'Шива' Маю подыгрывают музыканты 'ДДТ' и Сергей Чиграков, отчего аранжировочная часть отличается бескомпромиссностью и надрывностью корневого советского рока. Захар не признает стилистических рамок: его 'русский рок' допускает и фолк ('Черные вертолеты', 'Танки'), и тяжеляк ('Бог не фраер', 'Пьяные дети'), и регги ('Нах...': для прослушивания рекомендуется бонус-трек, а не основная версия), и трагический шансон ('Бетонка'), и дурным голосом спетую тухмановскую песню 'Дети галактики' ('записана в стиле 'не ибацца' - констатирует буклет).
В общем, из Америки да в Ленинград приехало культовое явление. Та жалкая кучка энтузиастов, которая его примет и возлюбит, навсегда перестанет воспринимать в качестве достойного фона бледные рок-потуги 'Нашего радио' и весь рокапопс. Остальные предложат явлению убираться обратно в Америку. Тут уж третьего не дано: либо со словарем сленга заучиваешь текста, либо посылаешь Захара Мая со всеми его убеждениями на х...
Алексей Мажаев, InterMedia