'БРЮС ВСЕМОГУЩИЙ': ТРУДНО БЫТЬ КЭРРИ

Премьера комедии 'Брюс Всемогущий' (Bruce Almighty, США, 2003, режиссер - Том Шэдьяк, в ролях - Джим Кэрри, Морган Фримен, Дженнифер Анистон, Кэтрин Белл, Стивен Кэррелл) состоялась в кинотеатре 'Пушкинский' 19 сентября.
Баффало, штат Нью-Йорк. Телерепортер Брюс Нолан (Кэрри) тщится затмить своего коллегу и конкурента Эвана Бакстера (Кэррелл) и занять место ведущего новостной программы, да безуспешно. Считающий себя достойным большего, Брюс во время прямого репортажа выпаливает в камеру все, что он думает о недальновидном руководстве родного канала - со вполне предсказуемыми последствиями. В буквальном смысле вышвырнутый с работы Нолан умудряется подраться с бандой местных хулиганов, поссориться с подругой и - последняя капля - разбить машину. Эти события, плюс еще кое-какие мелкие неприятности, сподвигнут бедолагу на череду эмоциональных реплик в адрес Творца. Творец не замедлит появиться на сцене - в образе элегантного негра-уборщика (Морган Фримен) - и предложить Брюсу на энное время занять его место. К чему это все приведет - ясно с самого начала, не ходи к гадалке: сюжет об ученике чародея многократно обыгрывался в мировом искусстве. Трудно быть богом, ой как трудно.
Если 'Брюса' и захочется посмотреть вторично, то исключительно благодаря игре Кэрри, его эмоциональной и физической пластичности и несомненной личностной харизме - даром что его герой не отличается особенной разноплановостью. Все прочие персонажи, впрочем, тоже прописаны весьма схематично - в лучших традициях стандартной новейшей голливудской комедии. Глядя на добрую девушку Грейс (Дженнифер Анистон) - подругу Брюса, никак не могущую освежить мелирование и признающую лишь две физиологические реакции - смех и слезы, - никак не можешь взять в толк, чем она так мила главному герою, презревшему ради нее главную офисную красотку Сьюзен (Кэтрин Белл). Господь-искуситель сыгран Фрименом вполне добротно - но и только (забавно, что вначале на эту роль претендовал главный Дьявол киномира Роберт Де Ниро). Однако идея Лукавого Творца, Который Играет Нами Как Хочет, безнадежно смазана не без помощи морализаторских сентенций из разряда 'всяк сам кузнец своего счастья'. Не обошлось и без приличествующих жанру сцен а-ля 'детский анальный эротизм' вроде непрестанно писающейся в квартире собачки, громко пукающего в прямом эфире Эвана Бакстера или симпатичной обезьянки-капуцина, выскакивающей из задницы главаря хулиганов, 'наехавших' на Нолана. Но это так, ерунда. Главное - то, что Брюс одумался, понял, что легких путей не бывает, исправил (с Божьей, в том числе, помощью) все, что успел натворить за недолгое время своего правления миром, помирился с Грейс и, в довершение всего, стал блестящим репортером. Без какого бы то ни было божественного вмешательства. В общем, Апокалипсиса не будет: Морган Фримен пообещал.
Том Шэдьяк и Джим Кэрри работают вместе в третий и, видимо, не в последний раз - до 'Брюса Всемогущего' были, с перерывом в три года, первый 'Эйс Вентура' (1994) и 'Лжец! Лжец!' (1997). За истекшее с начала сотрудничества время - девять лет - Джеймс Юджин Кэрри успел приобрести мировую известность, войти в число наиболее высокооплачиваемых голливудских актеров и стать заложником образа 'человек с гуттаперчевым лицом'. Том Шэдьяк за это же время никак себя особо не проявил. В его режиссерском активе - всего-то семь картин, включая упомянутые выше, а также ужасающая комедия 'Чокнутый профессор' и сомнительной жанровой чистоты триллер 'Стрекоза'. Видимо, дабы реабилитировать себя в глазах общественности после разруганной в пух и прах 'Стрекозы', Шэдьяк решился вернуться к испытанному и проверенному комедийному жанру, а для пущей подстраховки - задействовать в новом фильме старого товарища Джима. Надо сказать, он не прогадал. Кэрри, много лет играющий исключительно этаких американских Иванушек-дурачков и в этом качестве изрядно опостылевший даже, кажется, самому себе, - актер на самом деле отличный. Этого не в силах скрыть даже его многочисленные ужимки и прыжки, которых в новом фильме, по традиции, хоть отбавляй. Рискну предположить, что Кэрри, предложи ему кто, справился бы с какой угодно драматической ролью - даже Гамлета, хоть вряд ли в этом случае ему светят двадцать пять миллионов 'зелененьких' гонорара. Шэдьяку экранизации 'Гамлета' лучше не доверять. Так и до Апокалипсиса недолго.
Наталья Корнилова, InterMedia

Последние новости