АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН ПОЖЕЛАЛ УДАЧИ ДАТСКИМ МИССИОНЕРАМ
Фестиваль 'Датская волна' начался в петербургском Доме кино 17 октября. Его открыл чрезвычайный и полномочный посол Королевства Дания в России Ларс Висинг, заметивший, что подобный кинофестиваль проводится в России впервые за последние 25 лет. 'Программа лучших фильмов позволит вам понять, почему датский кинематограф в последние годы совершил уникальный прорыв на родине и стал одним из законодателей моды в мировом кинематографе', - сообщил г-н Висинг. Затем выступил директор датского Киноинститута Хенинг Камре. 'Первый успех к датскому кино, - сказал он, - пришел на рубеже позапрошлого и прошлого веков, но тогда не было еще института дубляжа фильмов, чтобы сделать датский кинематограф всемирно доступным. Пять-шесть лет назад случился новый прорыв. Одно из многих объяснений его - в новом поколении: они стали говорить на новом языке и принесли новую стилистику. Манифест 'Догма', чей первый фильм вышел в 1998 году, сыграл тут определяющую роль, и вот один из четырех 'братьев', подписавших его, режиссер Кристиан Левринг, прибыл только что в Петербург'. Далее г-н Камре сообщил, что для него 'очень трагично узнать' о засилье американских фильмов в прокате России - страны, кинотрадициями которой гордятся во всем мире, и выразил надежду, что запланированный на 18 и 19 октября семинар датских и российских кинематографистов, посвященный проблемам как игрового, так и неигрового кино, станет 'обоюдополезным'. От имени российских кинематографистов фестиваль открывал Алексей Герман, что следует признать экстраординарным событием: трудно даже припомнить, когда маэстро поднимался на сцену Дома кино в последний раз. Его речь была посвящена 'кинематографу, который последовательно уничтожался' - как вообще культура в Европе, где 'стали исчезать авторитеты'. 'Кино, - сказал г-н Герман, - стало перемещаться в филармонические залы для очень избранных, а остальные залы захватывались третьесортным постыдным зрелищем, которое даже не хочу называть 'американским кинематографом'. И я, старый человек, думал, что с этим и умру'. Но, как отметил режиссер, случился некий 'пассионарный взрыв' в датском кинематографе, во что невозможно было поверить, так как 'я считал, что для взрыва в искусстве необходима революция, страдания, беды. Ничего этого, к счастью, в сытой благополучной Дании нет - а кинематограф возник'. В заключение Алексей Юрьевич пожелал датским кинематографистам 'почувствовать себя миссионерами' - мол, если кто о них еще и не знает, то скоро узнает.