'АКВАРИУМ' - 'БГ - 50'
Вот отрывки из трек-листа: 'Серебро господа моего', 'Город' (тот, что золотой), 'Поезд в огне', 'Десять стрел', 'Дубровский', '212-85-06', 'Мочалкин блюз', 'Человек из Кемерова', 'Моей звезде': Сидишь и смотришь на этот список, как дурак. От включения кнопки Play ощущения не меняются: миллион раз слышанные, десятки лет любимые - какие-то больше, какие-то меньше - песни 'Аквариума'. Проникаешься уважением к смелой выпускающей фирме, которая взяла и ничтоже сумняшеся отобрала из произведений Бориса Гребенщикова 18 'лучших'. Впрочем, к чему кавычки: только две-три позиции трек-листа вызывают небольшие сомнения, остальные песни - лучшие без вопросов. Гребенщиков к новому сборнику отнесся философски: он не понимает, кому нужен сборник 'Аквариума', если пираты таких сборников выпустили 500 наименований и то и дело приходится расписываться на всяких 'Золотых коллекциях ?375'; видимо, фирма, которая все затеяла, думает, что существуют люди, не имеющие такого или похожего сборника; что ж, это их решение, 'Аквариум' же рад тому, что может в этом случае контролировать качество и утвердить дизайн продукта. 'А кто подбирал песни?' - спрашиваю я. 'А вы как думаете?' - отвечает БГ. Подбирал издатель, Гребенщиков лишь следил за тем, чтобы в компиляцию не попали песни, которые ему не очень нравятся.
К подбору хитов, попавших в диск, как я уже говорил, особых претензий нет. К тому, что некоторые важные песни сюда не попали, - как ни странно, тоже. Чтобы включить все, что того заслуживает, 'зе бест' надо выпускать на десяти компакт-дисках. Каждый трек вызывает сонм воспоминаний об эпохе, когда он был написан (или когда впервые был услышан конкретным покупателем диска), и пытается потянуть за собой еще четыре-пять сопутствующих композиций. Скажем, 'Железнодорожная вода' (с 'Синего альбома') немыслима без 'Электрического пса', 'Все, что я хочу' и 'Плоскости', а 'Мочалкин блюз' - без 'Старика Козлодоева' и целого выводка абсурдистских песен с 'Треугольника' ('Поручик Иванов', 'Марш', 'Два тракториста', 'Крюкообразность', 'У императора Нерона'). И так далее. В результате прослушивание сборника 'БГ - 50' свелось к рытью в старых альбомах 'Аквариума' с тем, чтобы поразмыслить на тему 'Если бы сборник составлял я'. К 18 отобранным СD Land'ом и девяти приведенным в предыдущем предложении произведениям я бы добавил вот что: 'Мой друг музыкант', 'Вавилон', 'Прекрасный дилетант', 'Мне было бы легче петь', 'Держаться корней', 'С той стороны зеркального стекла', 'К друзьям', 'Иванов', 'Искусство быть смирным', 'Мальчик Евграф', 'Еще один упавший вниз', 'Движение в сторону весны', 'Небо становится ближе', 'Сны о чем-то большем', 'Танцы на грани весны', 'Она может двигать', '15 голых баб', 'Боже, храни полярников', 'Не стой на пути у высоких чувств', 'Партизаны полной луны', 'Поколение дворников', 'Государыня', 'Ласточка', 'Волки и вороны', 'Бурлак', 'Летчик', 'Московская Октябрьская', 'Не пей вина, Гертруда', 'Гарсон N2', 'Некоторые женятся (а некоторые так)', 'Пока несут сакэ', 'Моллой пришел'. Сколько всего получилось? Пятьдесят девять? Что-то маловато.
Алексей Мажаев, InterMedia