"МАТРИЦА-3": БЛЕСК И НИЩЕТА РЕВОЛЮЦИИ
Тем, кто не видел первых двух частей, смотреть третью не рекомендуется: понять что-либо будет невозможно. Главный герой Нео ( Киану Ривз) при помощи своих друзей, Тринити (Кэрри-Энн Мосс) и Морфеуса (Лоренс Фишберн) возвращается из межвременного пространства. Он посещает предсказательницу Пифию и узнает, что именно ему суждено положить конец войне. Нео предлагает отправить на подмогу жителям Зиона два корабля, одним из которых управляет он сам и его подруга Тринити. Однако вначале Нео предстоит выдержать бой с агентом Смитом (Хьюго Уивинг), в результате которого он теряет зрение. Тринити приводит корабль на Зион и погибает. Второй корабль тоже достигает подземного города и помогает его жителям предотвратить полное вторжение Армии Машин. В финале фильма, как водится - сокрушительная битва двух главных героев - Нео и агента Смита. Разумеется, добро побеждает, хотя и происходит это совершенно мистическим образом: Нео вступает в сделку с Богом машин, и тот по неясной никому причине соглашается ему помочь (видимо, просто потому, что добро должно победить). Конец фильма предсказуем: на Землю возвращаются мир и спокойствие, умершие оживают (но непонятно - все ли?). Невесомый намек на то, что все еще может вернуться, должен, как обычно, посеять в душе сомнение в надежности всего сущего.
Сила этого фильма по-прежнему только в его эффектах. Особенно впечатляет финальная рукопашная схватка, срывающая аплодисменты зрителей. Огромные паукообразные машины, управляемые роботы-стрелялки и сияющие космические корабли напоминают ранние повести Айзека Азимова и начало 'Звездных войн'. Эта архаичность в сочетании с современными виртуальными эффектами - несомненное достоинство картины, ставящее его в ряд крепкой, качественно сработанной фантастики. Все остальные линии сюжета - а как же без любви? - невыразительны, запутанны и скучны. Затянутая слезливая сцена прощания Нео с Тринити не вызывает никакого сочувствия и сильно отдает старым добрым Голливудом. Диалоги исполнены революционного пафоса и легкого дебилизма - кажется, что авторы шутят, но на самом деле все это, к сожалению, вполне серьезно.
Похоже, что гениальность первой части трилогии состоит лишь в ее первичности. Флагманский фильм нового жанра, жанра будущего, виртуальный и зрелищный, он покорил многих. Оба продолжения оказались заурядной голливудской продукцией, ставящей под сомнение безусловность успеха всего произведения.
Дарья Евдочук, InterMedia