"ПЕТЕРБОЛД": О БЕЛЫХ ВОРОНАХ, ЛЫСЫХ КОШКАХ И ЖИЗНЕННЫХ ПРИНЦИПАХ
Фильм стал дебютом для Юрия Оленникова. Он окончил ЛГИТМиК в 1984 году, работал актером, окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров в 2000 году в мастерской Алексея Германа и Светланы Кармалиты, стажировался на фильме "Трудно быть богом" в качестве второго режиссера. Еще один дебютант - исполнитель роли отца, телеведущий Дмитрий Дибров, который, впрочем, выглядит в кадре вполне органично, несмотря на то, что это его кинематографический дебют. Г-н Дибров, по словам участников съемочной группы, работал бесплатно, был чрезвычайно дисциплинирован и даже сам себя озвучил. Отдельно следует отметить работу молодого оператора Максима Дроздова - уже известного в профессиональных кругах студента пятого курса Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, снявшего несколько короткометражек и завоевавшего несколько призов на фестивалях, в том числе международных.
30-минутный 'Петерболд', участвовавший в конкурсе дебютов "Кинотавра", - история современного молодого человека по прозвищу Кит (молодой актер Ермил Волков), который встречается с отцом, бросившим когда-то семью и не подозревающим о том, что у него есть сын. Отец оказался очень известным актером и вроде бы готов помочь сыну поступить в театральный институт, но тому, как выясняется, не нужны подачки. История рассказывается от лица друга главного героя (Александр Быковский), голос за кадром слегка "направляет" и завершает повествование после необъяснимого исчезновения Кита, успевшего проявить себя как настоящий человек, способный на Поступок.
Однако этот "пунктир" сюжета - не есть даже "позвоночник" фильма, насыщенного невероятным количеством событий, пусть и не очень крупных, и обертонов. Эстетическая суть картины - именно в этой, отчасти даже чрезмерной, плотности, которая передает насыщенность жизни личности. Мы видим двух парней на фоне природы и городе, в лодке и электричке, в кузнице и на катере по питерским каналам, в интерьере старинного особняка и современной богатой квартиры, на маленьком пирсе и в большом порту. Проходных эпизодов здесь нет: возникает ощущение, что этого материала с лихвой хватило бы на полнометражный фильм. Картина в целом, при всей "жанровости" повествования, несет в себе и долю "авторской" метафоричности. Самое яркое ее проявление - название. По ходу действия выясняется, что "петерболд" - новомодная порода бесшерстных кошек. Два таких существа действительно присутствуют в фильме, ненавязчиво намекая одновременно и на правила жизни, требующей изрядной гибкости, и на "неестественность" четкого следования моральным принципам: такие люди во все времена выглядят "белыми воронами" и часто погибают в молодости.
Ольга Шервуд, InterMedia