СЕРДИТАЯ КОМЕДИЯ ОТ АЛЕКСЕЯ МУРАДОВА
Фильм о трех товарищах - бывших одноклассниках, чья жизнь "сложилась так, как сложилась"; как вообще проходит жизнь российских мужиков в возрасте "под сорок" на необъятных просторах нашей Родины, мужиков, которые не стали бандитами. Примерно сутки занимают их экранные приключения - их встреча с бывшим прошлым, ставшим вполне уродливым настоящим. В результате становится ясно, в частности, как строго надо следить за собой буквально с отрочества и не допускать даже самого маленького компромисса с совестью - иначе твое будущее отомстит с непреложностью захода солнца. Большая (129 мин.) картина держится на нескольких "основаниях". Кроме актерской работы (эпизодические персонажи не уступают главным), это сценарий Леонида Порохни (соавтор - Алексей Мурадов) с огромным количеством диалогов, довольно сложных, афористичных (увы, звукооператорская работа не на высоте - часть речи весьма неразборчиво записана); с напряжением, возникающим от одного "детективного" даже мотива расследования. Это завораживающая атмосфера повествования, созданная режиссером и оператором Робертом Филатовым: постепенно возникает тянущее, даже гнетущее ощущение "мерзости нашей жизни" (сходное с ощущением от некоторых фильмов Киры Муратовой, тем более, что и у Мурадова есть один фрагмент, снятый документально - в детском саду для глухонемых), притом, что абсолютно все люди в картине - замечательные, настоящие люди, да вот только "что-то не то" и внутри, и снаружи. Авторы лукаво и безысходно "ссылаются" на неких щелпов. Как рассказал корреспонденту InterMedia Леонид Порохня, который начинал свою кинематографическую и музыкальную карьеру в Свердловcке, на Урале, в районе реки Чусовой, в местечке Серьга обитают такие существа, "щелпы" (с ударением на "ы"), которые облика не имеют, а потому их никто не видел. Но доподлинно известно, что они вредные - "если щелп вселится в человека, тот будто высосан изнутри делается и погибает". При всем при этом жанр фильма определен как "сердитая комедия", и, по словам г-на Порохни, "кто забудет о том, что это комедия, тот как зритель пропал". Иронично-горькая интонация фильма и система ее образов, в общем, забыть об этом не дают, еще раз утверждая в мысли, что единственный жанр, адекватный российской действительности во все времена, - трагикомедия. Как рассказал корреспонденту InterMedia Алексей Мурадов, фильм "Правда о щелпах" будет представлен в Форуме Берлинского кинофестиваля и в конкурсе Роттердамского фестиваля, "а затем мы начнем думать о прокате".