'ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ': ТЕЩА В ПЕРЬЯХ, МАКСИМ ГОРЬКИЙ И СОБАЧКИ В КОСМОСЕ
Пресс-просмотр мюзикла 'Двенадцать стульев' состоялся в Московском Дворце молодежи 6 ноября. В фойе в преддверии начала спектакля проходил обещанный аукцион за право вскрыть стул и продавались сувениры: копилка под Гжель 'Заграница нам поможет', украденное чайное ситечко, наглазник васюковского шахматиста, краска для усов 'Титаник', шарфы, кружки, фуражки и прочее по цене от 200 до 1.500 рублей. Сцену скрывал от зрителей занавес в виде пожелтевшей страницы газетных объявлений. После оркестровой увертюры на сцене появились парикмахеры и гробовщики во главе с Безенчуком, вскоре возник Ипполит Матвеевич Воробьянинов, отец Федор и умирающая мадам Петухова, которая, сообщив страшную тайну о бриллиантах, станцевала канкан в розовом платье и розовых перьях и вознеслась в таком виде к потолку на качелях в виде погребального венка. В этом наряде усопшая теща и в дальнейшем возникала на сцене, как видение, во время драматических эпизодов, например, неудачного участия Остапа и Кисы в торгах. Говорят герои мюзикла прозой (в основном, цитатами из романа), но больше, естественно, поют. Первое отделение включило песню про ГПУ, веселый хор танцующих и поющих старух из богадельни, арию отца Федора с ожидаемым 'токмо волею пославшей мя жены' (к слову, участие этого персонажа в мюзикле заканчивается на получении им ордеров на стулья инженера Брунса, 'в которых, как известно, ни черта нет'). Мадам Грицацуева оказалась юной и очень привлекательной особой, которая спела крайне патетическую в запеве арию, закончившуюся, однако, пассажем 'но, боже, почему ты стул увез с собой, а вместе с ним и ситечко для чая?' Если сцены в уездном городе N и Старгороде игрались в полумраке, то Москва предстала солнечной, карамельно-розовой. До конца первого отделения герои успели побывать в общежитии (его жители спели песню 'Фанера лучше всех проводит звук'), Ипполит Матвеевич станцевал с Лизой рок-н-ролл, а в финале Остап Бендер исполнил свою тему 'Труба зовет'.
Если первое отделение длилось около часа, то процесс поиска оставшихся десяти стульев уложился в 50 минут. С Эллочкой сын турецкоподданного исполнил румынское танго, незадачливый инженер Щукин предстал перед зрителями довольным, в бутафорской пене и с гитарой, причем в процессе исполнения номера 'А гитара, как прежде, со мной' инженеров на лестнице оказалось штук пять. В редакции 'Станка' Остап Бендер в песне 'Будет всякого навалом' напророчил будущее наше страны: собачек в космосе, победы в хоккее, олимпийского мишку, выборы президента и собственный литературный образ: 'А про меня еще напишут книгу и, вероятно, даже не одну'. Пребывание искателей бриллиантов на пароходе создатели мюзикла обогатили собственным сюжетом: одним из пассажиров оказался писатель Максим Горький (с Бендером они спели дуэтом 'Художник должен быть свободным'), а вместо сеятеля Остап нарисовал 'Черный квадрат'. К легким изменениям сюжета можно отнести и тот факт, что васюкинские шахматисты после известного по телеэфирам номера 'Ход конем' даже не пытались побить Остапа. Небольшая накладка произошла во время финальной арии Воробьянинова: в драматических паузах было слышно, как в зале громко плачет ребенок, что несколько сбило зрителя с трагической ноты. Убийство Остапа было решено следующим образом: Киса надевает на себя белую фуражку Бендера, замахивается бритвой - и вся сцена озаряется алым светом. О находке бриллиантов и смерти Бендера зрители и остальные персонажи, по сюжету, узнают из газет и всячески сокрушаются, заявляя: 'Остап Бендер не может умереть. Этого не может быть'. Тогда герой воскресает и поет 'Жизнь прекрасна', переходящее в 'Труба зовет' и в финальные поклоны с чечеткой всей труппы.
Екатерина Алексеева, InterMedia