КИНОСТУДИЮ "ПИЭФ" УНЕСЛО ВЕТРОМ С "СЕВЕРА"
Знаменитая петербургская Киностудия Первого и экспериментального фильма ("ПиЭФ") - студия Алексея Германа - с 1 ноября официально прекратила свое существование. Мастерская первого фильма возникла в составе Ассоциации "Ленфильм" в конце 1988 года, несколько позже была переименована в Киностудию "ПиЭФ". Она была создана для того, чтобы сконцентрировать все производство кинодебютов и средства, выделяемые на них Госкино, в одном месте (прежде эта деятельность как-то "размазывалась" по трем творческим объединениям "Ленфильма"). С одной стороны, идею приписывают Михаилу Коновальчуку - в ту пору главному редактору "Ленфильма", с другой - самому Алексею Герману, который к тому времени уже пять лет не снимал ("Мой друг Иван Лапшин" датирован 1984 годом). Как бы там ни было, структура была организована и начала целенаправленно работать. Каталог Сегиды-Землянухина указывает под грифом "ПиЭФ" 27 завершенных фильмов, среди которых такие легендарные, как "Панцирь" Игоря Алимпиева, "Барабаниада" Сергея Овчарова, "Переход товарища Чкалова через Северный Полюс" Максима Пежемского, "Счастливые дни" Алексея Балабанова, "Лошадь, скрипка: и немножко нервно" и "Эликсир" Ирины Евтеевой, "Папа, умер Дед Мороз" Евгения Юфита, "Сады Скорпиона" Олега Ковалова. Созданы на этой студии и картины, которые, увы, меньше известны за пределами профессионального круга или вовсе не известны, но которые свидетельствуют о несомненном таланте их авторов. Просто судьба их сложилась иначе. Это "Ленинград. Ноябрь" Андреаса Шмидта и Олега Морозова (Рената Литвинова - их соавтор по сценарию), "Жертва для императора" Розы Орынбасаровой, "Трава и вода" Виктора Тихомирова, "Улыбка" Сергея Попова, "Еврейское счастье" Виталия Манского и другие. На студии создано и большое число короткометражек, почти все они, как и полнометражные картины студии, - лауреаты разных фестивалей, в том числе - международных: от "Фа минор" Андрея Черныха (Гран-при в Клермон-Ферране, 1989) до "Сидеть в шкафу" Татьяны Деткиной (диплом Экуменического жюри в Оберхаузене-2002). Многие режиссеры, а также представители остальных кинопрофессий дебютировали здесь - вплоть до Алексея Германа-младшего с его фильмом "Последний поезд". Так или иначе связаны с "ПиЭФ" и "прямые" ученики Германа и Кармалиты - например, Алексей Мурадов, который дебютировал "Змеем" в компании M2F, а "Правду о щелпах" создал уже с "ПиЭФ", или же стажеры Германа на "Хрусталеве" Сергей Карандашов, Владимир Чутко, Юрий Фетинг. На этой же студии работал и сам мастер, Алексей Юрьевич Герман - здесь семь лет делался "Хрусталев, машину!". Теперь Киностудия "ПиЭФ", бывшая с 1992 года самостоятельным Государственным унитарным предприятием, официально закрыта. Оказалось, что в период ликвидации ГУПов такой структуре, как дебютная киностудия, не так-то просто сохранить уважаемую уже марку, авторитетное уже имя. Теперь сотрудники (худрук, директор, бухгалтер и два редактора) и функции перешли к структуре, которая называется ООО "Кинокомпания "Север" (не путать с ООО "Север" - организацией, производящей фильм Алексея Германа по "Трудно быть Богом" братьев Стругацких). Кинокомпания "Север" сформировала программу запуска дебютов и надеется, что сможет осуществить их запуск при помощи Министерства культуры РФ в будущем году. Кроме того, у компании есть проекты полнометражных игровых картин, замыслы, которые можно определить как уникальные, но о которых пока рано говорить. Вроде все в порядке. И все же десять лет жизни "на переднем крае" кинематографа - в эстетическом и функциональном (то есть, "роженическом") смысле этого словосочетания - навсегда оставили студию "ПиЭФ" в истории отечественного кино.