КОНСТАНТИН ХУДЯКОВ ПОМЕСТИЛ ВЕРУ ГЛАГОЛЕВУ И ИГОРЯ КВАШУ НА "ОСТРОВ БЕЗ ЛЮБВИ"

Пресс-конференция, посвященная премьере на телеканале "Культура" цикла телевизионных новелл "Остров без любви", снятых по рассказам русских писателей XX века, состоялась 20 ноября.
После показа небольшого демонстрационного ролика на вопросы журналистов ответили создатели "Острова без любви" - режиссер-постановщик Константин Худяков ("Мать Иисуса", "Успех", "Такая короткая долгая жизнь", "Самозванцы"), автор сценария Андрей Максимов (телеведущий, режиссер и драматург), актеры Вера Глаголева и Игорь Кваша, продюсер проекта Юрий Кушнерев, а также руководитель студии фондовых и архивных программ "Культуры" Эльвира Виноградова.
Произведения отечественной литературы XX века о любви - в самых различных, но всегда грустных ее проявлениях - такова основа "Острова без любви". По словам Константина Худякова, ему хотелось "уйти от несколько затертого восприятия слова "любовь" и посмотреть на него с несколько иной точки зрения, затронув как раз трагические ее аспекты. При этом, подчеркнул режиссер, общее настроение фильмов отнюдь не "похоронное", авторы делают попытку доказать, что само понятие "любовь" достойно рассмотрения, а за прошедший век изменилось, по сути, очень мало - люди все так же любят, живут и страдают.
Шестисерийный проект "Остров без любви" авторы считают не сериалом, а циклом полноценных, законченных фильмов. Отбор литературного материала производился долго и тщательно. Как рассказал Андрей Максимов, он прочитывал огромное количество русско-советской литературы, отбирая книжки буквально по двум критериям - чтобы писатель был уже умершим, и чтобы сюжет, так или иначе, был о любви. Был и еще один принципиальный момент: Андрей Маркович непременно хотел, чтобы в цикле присутствовали имена Антона Чехова и Григория Горина. Последнего Максимов считает своим учителем. Руководствуясь собственным вкусом и симпатиями, Максимов и Худяков отобрали сначала 12, потом 8 и, наконец, 6 произведений. Сокращение, впрочем, произошло по причинам скорее техническим, нежели творческим - ограниченное финансирование не позволило включить в цикл, скажем, Бунина и Набокова. Окончательный выбор включил в себя как очевидных классиков, вроде Чехова, так и несколько подзабытых ныне авторов - таких, как Борис Зайцев и Надежда Тэффи. Андрей Максимов написал литературный сценарий, что называется, "по мотивам" каждого произведения, учитывая неповторимую стилистику каждого автора. В качестве же "связующего звена" выступает некий провинциальный театр (его натуру нашли в самом центре города Жуковский), в котором, собственно, и происходят все истории - их разыгрывает труппа. Такой ход понадобился не только для существования "красной нити" фильма, но и как оправдание некоторой гротесковой условности происходящего.
Каждая серия сделана в своей эстетике, учитывающей настроение и эмоции первоисточника. В результате, по замыслу авторов, получилось цельное законченное полотно с различными акцентами - от явного гротеска (новелла по Замятину) до истинного трагизма ("Ионыч"). Кстати, на вопрос о смысле включения в цикл этого "программного" произведения Чехова Андрей Максимов сказал, что никаких возражений со стороны режиссера он не встретил, а сам, перечитав значительное количество произведений Чехова, остановил выбор именно на "Ионыче", сразу "увидев в голове будущий фильм".
По словам Эльвиры Виноградовой, проект "Остров без любви", как и все дорогое и любимое, рождался в муках, и в результате "ребенок получился". Главное, по ее мнению, это то, что режиссер сохранял главную идею этого цикла, взятую из первоисточников - "идею нравственной чистоты и отношений между людьми". Вера Глаголева (которая, как выяснилось по ходу пресс-конференции, сыграла в проекте значительную организационную роль - именно она в свое время познакомила Андрея Максимова с Константином Худяковым) рассказала, что ее привлекла классическая литературная основа и, конечно, возможность вновь поработать с Худяковым (это далеко не первый их совместный проект).
Итак, цикл новелл, который изначально назывался "Дорога любви", а в результате размышлений и творческого процесса был переименован в "Остров без любви", стартует на телеканале "Культура" 8 декабря. Надо заметить, что все присутствующие без исключения признавались в любви и большом уважении к телеканалу, оказавшему реальную помощь этому, прямо скажем, не слишком коммерческому проекту, однако по некоторым вопросам мнения автора сценария и режиссера разошлись. Так, Андрей Максимов полушутя, но вполне убежденно, заявил, что не желает видеть свое детище на рейтинговом Первом канале, ибо рассчитывает на "свою" аудиторию, взращенную телеканалом "Культура": "Если приходишь в дом, а там люди смотрят телеканал "Культура", сразу видно, какие люди здесь живут. А если они смотрят Первый канал, то человек может быть каким угодно". Константин Худяков, со своей стороны, не был столь категоричен и заявил, что он как раз с удовольствием увидел бы "Остров без любви" на Первом, правда, предложений таковых пока не поступало. Впрочем, в любом случае, создатели "Острова без любви" признались, что эти шесть серий - лишь первое вхождение в тему, ибо "нужной" литературы существует богатейший спектр. Поэтому, если возникнет необходимость, а главное, возможность сделать продолжение, они с радостью за него возьмутся.
"Остров без любви", 6 серий по 52 минуты. Режиссер-постановщик - Константин Худяков, автор сценария - Андрей Максимов, оператор - Дильшат Фахтулин, в главных ролях - Игорь Кваша, Вера Глаголева, Андрей Ильин, Наталья Егорова, Михаил Хомяков, Олеся Судзиловская. Производство киностудии "Ритм" по заказу телеканала "Культура".
Юлия Конторова, InterMedia

Последние новости