АЛЕКСАНДР ШАГАНОВ - "КАТЬКА"
Если уже и оформился какой-то образ России начала нового века, то частью его, безусловно, должно стать 'Радио Шансон'. Еще лет десять назад помыслить о существовании в эфире волны, настроенной исключительно на такую музыку, было невозможно. А вот уже все позапрошлое лето соседи снизу только ее и слушали. Апогея они достигали часам к двум ночи под хит 'Белый лебедь на пруду'. Но дело не только в слушателях, а и в самих артистах: кто бы мог представить, что где-то Михаил Круг может звучать бок о бок с Ириной Богушевской, а Андрей Макаревич со товарищи запишет альбом в явно 'русско-шансонном' духе. Но кто-то играет в эту игру явно не всерьез, например, Алексей Кортнев и Владимир Качан с их диском 'Му-му и адвокат' или создатели лейбла 'Ш2', а кто-то вкладывается в оригинальный жанр на полную катушку, без всякого стеба и тени иронии.
Александр Шаганов оказался из числа последних. Хотя он и раньше не был замечен в сочинении опер или рок-н-роллов, но в этом диске превзошел сам себя. Примитивизм с огромным количеством уменьшительно-ласкательных слов: пейзажик, садик, зверюшка, дровишки, чаЈк, стишочек, пригорушек и так далее до появления в организме самой натуральной тошноты, - жаргонизмы, профессионализмы ('не всякий выдюжит тягать баржУ'), просторечные слова ('не торопьте коняшек'), все возможные 'шансонные' лирические штампы и т.д. Из текстов совершенно явно чувствуется, что описываемые реалии автору знакомы не больше, чем домкрат - Ляпису-Трубецкому из 'Двенадцати стульев'. И если Владимира Высоцкого после его песен считали своим альпинисты, спортсмены и летчики, то шоферы, бандиты, ткачихи, работники депо и речного флота должны громко смеяться над посвященными им композициями г-на Шаганова. Настолько они неправдоподобны и лубочны.
Грубых ошибок в самой задумке этого диска допущено две. Во-первых, Александр сделал песнями стихи, которые для этой цели не подходили. (Кстати, если тексты песен хотя бы просто нелепые, то музыка в основном ворованная: слышится то 'Мурка', то 'Велосипед' Барыкина, то дворовая 'В доме восемь на Цветном бульваре'.) Во-вторых, зря он спел их сам. Ну никак не верится, что были в судьбе длинноволосого, интеллигентного, субтильного поэта и певца средних лет Александра (или, как он тут себя назвал, 'Сани') Шаганова пьющий папа ('Мне сегодня не до смеха'), опыт 'бомбилы' ('Колеса крутятся') и даже полный дневник двоек! Когда-то подобные песни Александр писал для Сергея Чумакова, но артист сошел с орбиты - и девать эти вещи оказалось некуда. Вероятно, 'Любэ' они не подошли, хотя, на мой взгляд, кое-какие треки диска 'Катька' мог бы вытянуть брутальный имидж Николая Расторгуева. В результате и получилась пластинка, которой можно присудить звание самого пошлого релиза года.
Ну и на сладкое о главном 'хите' - песне 'Кошка'. Еще лет десять назад где-то этот опус был опубликован и даже в напечатанном виде вызывал коллективную истерику. А виной тому всего-то 'яркий поэтический образ' первой же строки: 'Она была в постели кошкой, точней, котенком трех недель'. Привет всем зоонекропедофилам мира! Общества защиты животных, обратите внимание на жесткое обращение с малолетним домашним питомцем!
Екатерина Алексеева, InterMedia