ФИЛИП ГЛАСС И ГОДФРИ РЕДЖИО ПЫТАЮТСЯ ОТКРЫТЬ ГЛАЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
Ансамбль Филипа Гласса представляет собой десять человек, в числе которых сам маэстро (за клавишами), дирижер Майкл Рисман (также за двухмануальными клавишами), еще четыре клавишника - Питер Стюарт, Элеанор Сандрески, Мик Росси, Алекандра Монтано, трое флейтистов-саксофонистов - Джон Гибсон (любимый композитор Филипа Гласса), Ричард Пек и Эндтю Стерман, звукорежиссер Дэн Драйдент и звукодизайнер Курт Мункачи. Причем все, кроме двоих последних, еще и поют, например, участвуя в исполнении хорала 'Пророчества', который звучит перед заключением музыки и фильма (перед своеобразной кодой) на языке индейцев хопи. А главную тему - бесконечно скандируемое слово 'койянискаци' (что на языке тех же хопи означает 'жизнь, лишенная равновесия', 'суматошная жизнь', 'разрушающаяся жизнь' и т.д.) - поет почти утробным басом саксофонист Ричард Пек.
Фильм Годфри Реджио заставляет современного человека, с одной стороны, почувствовать себя неземным существом и взглянуть на цивилизацию, уничтожающую природу и бессмысленную в своем бесконечном копошении, со стороны, а с другой, более вредной стороны, может вызвать и отвращение к любым формам человеческой жизнедеятельности. Он производит угнетающее впечатление и, вероятно, может быть в наибольшей степени полезен благополучным гражданам Земли, культивирующим потребительское отношение к жизни и природе. Поэтому именно к ним в наибольшей степени обращено 'пророчество хопи', гласящее: 'Если мы будем выкачивать драгоценные вещи из земли (с самого начала фильма режиссер долго показывает различные месторождения и нагроможденные на них бурильные и прочие установки - Прим. ред.), то на нас обрушатся несчастья... С неба упадет сосуд с прахом, и загорится земля, и вскипят океаны (завершается фильм кадрами взорвавшегося космического корабля - Прим. ред.)'.
Для пущего воздействия фильма, прежде всего для создания образа суматошности и бессмысленности каждодневного человеческого копошения, режиссер использует эффект ускоренного движения, прокручивая кадры в бешеном темпе и долго задерживаясь на одной картине, одном настроении. Поэтому действительно самая лучшая звуковая иллюстрация такого рода 'статичной динамики' - музыкальный минимализм, одним из приверженцев которого является Филип Гласс. Многократно повторяющиеся паттерны (микромотивы) призваны вгонять в транс или усиливать воздействие видеоряда. Однако основа ритуальной музыки индейцев - ритмика - у Филипа Гласса развита довольно слабо, а музыканты его ансамбля, увы, не могут быть даже в полной мере синхронными. Так что, увы, академический минимализм не вполне справляется с психологической задачей, вызывая попутно сильную головную боль (причина недуга кроется еще и в использовании инфразвуков, которое во многих странах запрещено как наносящее вред здоровью). Мелькание же кадров доводится до такой скорости, когда воспринимать изображение становится невозможно и даже неприятно, и, вместо того, чтобы 'открыть глаза' зрителю на бессмысленность его существования, авторы фильма и музыки вынуждают зрителя глаза закрывать.